Найти тему

Анализ рынка обуви в России

Российский рынок обуви растет со среднегодовыми темпами + 5,9 млн пар в год (или +1,8%), в 2021 году объем рынка обуви составил 438 млн пар, – следует из результата анализа рынка обуви в России, проведенного Центром экономики рынков.

За 2021 год количество реализуемой на территории России обуви выросло на 16,6%, а с 2017 года – на 7,3%. Высокая динамика рынка в 2021 году обусловлена восстановлением спроса и объемов поставок после спада в пандемийном 2020 году, когда объем реализации обуви в российских магазинах снижался до 375,6 млн пар.

Источник: Росстат, WTO, расчёты: Центр экономики рынков
Рис. 1 - Объем российского рынка обуви, тыс. пар
Источник: Росстат, WTO, расчёты: Центр экономики рынков Рис. 1 - Объем российского рынка обуви, тыс. пар

В структуре российского обувного рынка преобладает импорт – доля ввозимой в нашу страну обуви в 2021 году составила 71% (доля от физического объема рынка, выраженного в количестве пар).  Доля импорта в структуре рынка растет: за период с 2017 года показатель импортируемой продукции вырос на 4,7 процентных пункта. Вес производимой отечественными предприятиями обуви в 2021 году составил 23,2%. Экспортируется из страны 5,8% всей представленной на рынке обуви.

Источник: Росстат, WTO, расчёты: Центр экономики рынков
Рис. 2 - Структура российского рынка обуви (в % от натурального выражения)
Источник: Росстат, WTO, расчёты: Центр экономики рынков Рис. 2 - Структура российского рынка обуви (в % от натурального выражения)

Больше всего Россия импортирует обуви китайского производства – на долю Китая приходится 69,3% поставляемых российским потребителям пар. Еще 14,6% продукции поставляется из Беларуси.

Источник: Росстат, WTO, расчёты: Центр экономики рынков
Рис. 3 - Ключевые страны-импортеры обуви в Россию (в % от натурального выражения)
Источник: Росстат, WTO, расчёты: Центр экономики рынков Рис. 3 - Ключевые страны-импортеры обуви в Россию (в % от натурального выражения)

Как показывают цифры, в последние годы российский обувной рынок неуклонно расширялся и в 2021 году составил 301,3 млрд руб. (в отгрузочных ценах). Ежегодная динамика отгрузки обуви в России составляет +9,3%. В 2020 году рынок “просел” на 6,2% относительно аналогичного показателя 2019 года, но уже в 2021 году последовало восстановление на 29,7% относительно показателя 2020 года и на 21,7% относительно показателя по пандемии (2019 год).

Источник: Росстат, WTO, расчёты: Центр экономики рынков
Рис. 4 – Стоимостной объем отгрузок обуви в России
Источник: Росстат, WTO, расчёты: Центр экономики рынков Рис. 4 – Стоимостной объем отгрузок обуви в России

Доля кожаной обуви в общем объеме розничного товарооборота основных товаров в России постепенно снижалась. В 1992 году доля кожаной обуви составляла пять процентов, а к 2020 году она снизилась до двух процентов.

Источник: Росстат
Рис. 5 - Доля в розничном товарообороте кожаной обуви в России
Источник: Росстат Рис. 5 - Доля в розничном товарообороте кожаной обуви в России

Наибольшая доля продаж обуви в России в 2019 году приходилась на разрозненные магазины одежды и обуви. Розничные сети составляли почти 35 процентов от общего объема продаж, в то время как онлайн-продажи обуви составили примерно 10 процентов продаж.

Источник: Statista
Рис. 6 - Распределение продаж обуви в России по формату магазина в 2019 году
Источник: Statista Рис. 6 - Распределение продаж обуви в России по формату магазина в 2019 году

Объем продаж ведущего онлайн-ритейлера одежды и обуви в России lamoda.ru в 2020 году составил почти 53 млрд рублей. На втором месте Bonprix.ru с объемом продаж 13,1 млрд рублей за наблюдаемый период.

Источник: Statista
Рис. 7 - Крупнейшие интернет-магазины обуви и одежды в России в 2020 г. по объему продаж (млн руб.)
Источник: Statista Рис. 7 - Крупнейшие интернет-магазины обуви и одежды в России в 2020 г. по объему продаж (млн руб.)

У Reserved.com были самые высокие темпы роста онлайн-продаж в 2020 году в России по сравнению с предыдущими 12 месяцами и по сравнению с другими магазинами обуви и одежды.Kupivip.ru, на долю которого приходилось четвертое место по объему продаж в 2020 году, сообщил о снижении объема продаж на восемь процентов.

Источник: Statista
Рис. 8 - Темпы роста объемов продаж крупнейших интернет-магазинов обуви и одежды в России в 2020 г.
Источник: Statista Рис. 8 - Темпы роста объемов продаж крупнейших интернет-магазинов обуви и одежды в России в 2020 г.

Остин стал ведущим ритейлером одежды, обуви и аксессуаров в России в 2021 году по общему показателю многоканальности, набрав 29,8 балла. За ним в 2021 году следовал H&M, набравший 28,96 балла. Ритейлеров оценивали по таким показателям, как клиентский опыт, взаимодействие с технологиями, получение заказов и финансы.

Подробнее: Центр экономики рынков