Найти тему
6000 миль до Голливуда

Корабль-призрак

Оглавление

(2002, США)

Не подумайте ничего плохого: сходство этого постера с одним из постеров "Титаника" Кэмерона, разумеется, чисто случайное.
Не подумайте ничего плохого: сходство этого постера с одним из постеров "Титаника" Кэмерона, разумеется, чисто случайное.

Воистину, безумству храбрых поём мы песню!
Судите сами. Итак, всего за три года до съемок "Корабля-призрака" Голливуд выпустил в прокат аж два хоррора с похожими сюжетами, в которых герои находят дрейфующий в океане, огромный брошенный корабль. На первый взгляд - совершенно пустой, но где они, однако, натыкаются на какую-то чертовщину и в итоге попадают в заложники этого корабля. Я имею в виду картины Стивена Соммерса
"Подъем с глубины" и Джона Бруно "Вирус". Обе они могли похвастаться достаточно серьезными бюджетами, обе были вполне зрелищные и качественные, и обе - вот так сюрприз! - в прокате утонули с громким бульканьем и пеной.
Почему утонули? Мне трудно об этом сказать, поскольку сам я не раз пересматривал с удовольствием и ту, и другую. Но, видимо, имелись на то объективные причины, раз их постигла одинаковая участь. И урок Голливуду был дан красноречивый: фильмы про корабли-призраки тогдашний зритель не особо жаловал. Вот только что же мы неожиданно видим в 2002-м? Этот урок почему-то не пошел в прок, и Голливуд вновь решил сделать крайне рискованную ставку, сняв еще одно кино на аналогичную тему.
Смелый коммерческий ход, что тут еще сказать.

Не знаю, как насчет призраков и ценного груза в трюме, но черного и цветного металла в каком-нибудь российском приемном пункте после такой находки можно сдать на приличную сумму.
Не знаю, как насчет призраков и ценного груза в трюме, но черного и цветного металла в каком-нибудь российском приемном пункте после такой находки можно сдать на приличную сумму.

И всё же на сей раз продюсеры решили подстраховаться и "сыграть по маленькой", не став вбухивать в этот проект серьезные деньжищи. Было решено ограничиться скромной для "морского" фильма суммой в 20 млн. $. После чего, ясен пень, пришлось экономить на всём. Поэтому в числе актеров мы видим лишь парочку узнаваемых (на тот момент) лиц, Гэбриела Бирна и Джулианну Маргулис, а про режиссера Стива Бека и вовсе было известно лишь то, что прежде он выступал постановщиком визуальных эффектов в ряде известных кинолент. Во что, если честно, слабовато верится, поскольку в "Корабле-призраке" спецэффекты рисовались не иначе как по остаточному принципу и говорить о них без зубовного скрежета даже в те годы было невозможно.
На чём ещё осторожничали продюсеры - они не стали больше заигрывать с не "выстрелившими" хоррор-идеями вроде инопланетного кибер-техно-ужаса, как в "Вирусе", или вторжением морского чудовища, как в "Подъеме с глубины". На сей раз за сценарную основу была взята классическая, без примесей мистика с неупокоенными душами-призраками и инфернальными силами зла, которые заманивают в свою ловушку доверчивых моряков.
Блин, они это серьезно? Да, так и есть, без шуток. Назовите любое клише мистического кино, какое только взбредет вам в голову, и будьте уверены, что в "Корабле-призраке" про него тоже не забыли.

Найти на заброшенном корабле потрепанную куклу - что предвещает эта народно-мистическая примета?  Всё верно: скоро по вашу душу явится призрачная девочка. Ну а с какими намерениями - злыми или благими, - выяснится позже.
Найти на заброшенном корабле потрепанную куклу - что предвещает эта народно-мистическая примета? Всё верно: скоро по вашу душу явится призрачная девочка. Ну а с какими намерениями - злыми или благими, - выяснится позже.

Ума не приложу, кого в те годы вообще интересовала заплесневелая мистика в стиле детских страшилок, начинающаяся со слов "Дело было на одном страшном-страшном корабле...", но вот ведь парадокс - прокатная судьба "Корабля-призрака" сложилась удачнее его вышеназванных собратьев по фабуле и духу. Да, кассовый Олимп он тоже не штурманул, но на средней паршивости горку с кряхтеньем всё-таки взобрался - достижение, которое двум его предшественникам и не снилось.
Пусть даже, по большому счету, они превосходили его почти по всем статьям, особенно эффектный черно-юморной "Подъем с глубины". А что столь уж оригинального было в "Корабле-призраке", в третий раз (!) за последние три года юзавшем сюжет про заброшенное судно с угнездившимся в нём злом? Или что интересного было в тамошней мистике с ее банальными полупрозрачно-белесыми привидениями? А также историей про души мертвецов, которые не могли найти путь на небеса, так как - да не может того быть! - им мешали в этом некие адские силы? Единственное, чем это кино впечатляет, так это сценой массовой бойни в прологе. Не знаю, кто ее придумал - сценаристы или это была уже режиссерская импровизация, - но если бы всю картину выдержали в таком свирепом ключе неординарной жестокости, она бы тоже наверняка выродилась в современную хоррор-классику вроде "Пункта назначения" или "Пилы". Но, к несчастью, на прологе "Корабля-призрака" фантазия его создателей иссякла и нынче это кино уже мало кто помнит, а все его финальные намеки на сиквел так и остались лишь намеками.

Бухать виски с призраком... Какая-то слишком мелковатая мистика для Гэбриела Бирна, учитывая, что за три года до этого он сыграл самого Люцифера ("Конец света",1999).
Бухать виски с призраком... Какая-то слишком мелковатая мистика для Гэбриела Бирна, учитывая, что за три года до этого он сыграл самого Люцифера ("Конец света",1999).

***

В общем, займу нейтральную позицию: не стану ни хвалить это кино, ни ругать. Просто потому что моя нелюбовь к нему чересчур субъективна, чтобы приводить ее в качестве серьезного критического аргумента - ну не люблю я клишированную до икоты мистику, что теперь поделать. Но это, сами понимаете, уже мои личные проблемы. Тогда как вы, не исключено, отыщите в "Корабле-призраке" и уникальность, и бездну мистических красот, и великий смысл, и много чего ещё, что ускользнуло от моих глаз, замыленных дешевыми местными привидениями. И хорошо, если отыщите - почему бы и нет, буду за вас только рад.

Благодаря своей внезапности  и пробирающей до печенок кровожадности это единственная сцена в фильме, которая рискует отпечататься у вас в памяти. За остальные здешние  "страшилки"  ручаться уже не могу.
Благодаря своей внезапности и пробирающей до печенок кровожадности это единственная сцена в фильме, которая рискует отпечататься у вас в памяти. За остальные здешние "страшилки" ручаться уже не могу.