Фельдфебель Эрих Керн вступил на территорию СССР вместе с дивизией СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер" и уже на третий день гитлеровского вторжения принимал активное участие в боевых действиях. Углубившись от границы, батальон Э. Керна достиг шоссе и ехал среди густого леса. Кругом тишина, ни единого выстрела. Командир батальона жестом подозвал лейтенанта к себе и приказал выяснить обстановку на ближайшем перекрестке.
Любопытный лейтенант
Лейтенант пригласил Э. Керна сесть в мотоцикл, и три эсэсовца умчались в ночную темноту. Они проехали несколько километров, слыша за собой успокаивающий шум двигавшегося за ними батальона. На развилке лейтенант приказал остановиться. Справа, наполовину в канаве, стоял русский броневик.
"Наши танки ловко расправились с ним... Иваны бросили его и сбежали", - сказал, улыбаясь, лейтенант и закурил сигарету.
Дверца броневика была открыта. Э. Керн тоже подошел к русской машине, заглянул внутрь и, испытав странное ощущение, отступил в сторону. Лейтенант рассмеялся, глядя на его трусость, и решил лично "проинспектировать внутренность вражеской боевой машины". Фельдфебель Керн на всякий случай отошел в сторону. Свою осторожность он объяснил желанием установить, догоняет ли их батальон во главе с командиром.
Оживший броневик
В этот момент прогремел выстрел. Лейтенант повернулся и, с крайним изумлением, застывшим на его лице, мертвым упал на землю. Через мгновение броневик завелся и вырулил на дорогу. Фельдфебель Керн и водитель мотоцикла, повинуясь инстинкту самосохранения, мигом скатились в кювет, и длинная пулеметная очередь прошила воздух над их головами, не причинив вреда. Пока немцы прятались в овраге, броневик растворился во мраке ночи.
Ошарашенные событием, оба испытали радость, услышав шум приближавшегося батальона. Командир был взбешен бестолковой гибелью офицера, но делать было нечего, и вскоре батальон вновь тронулся в путь.
Бой в сплошной темноте
К тому времени сделалось совершенно темно - дальше метра впереди почти ничего не было видно. Вдруг тихую июньскую ночь взорвали оглушительные выстрелы. В батальоне поднялась невообразимая суматоха, раздавались громкие командные голоса. Бегущий мимо молодой офицер, прокричал:
"Быстрее, не останавливаться! Всем машинам свернуть на боковую дорогу и образовать каре!"
Тяжелые грузовики свернули в сторону от опасного перекрестка. Но пулеметы противника уже делали свое дело: раздались стоны и крики первых раненых. Самоходные 37-мм зенитные орудия развернулись в цепь и открыли ответный огонь. В промежутках между ними залегли пулеметные расчеты, создав непрерывную линию обороны.
Солдаты прятались за тяжелыми грузовиками и пытались на слух обнаружить врага. Все звуки перекрывали характерные выстрелы советских танков. Стрельба велась из легких орудий. Один из грузовиков, доверху набитый боеприпасами, ярко вспыхнул и загорелся. Лишь чудом немцам удалось его вовремя погасить.
"Нам конец"
Как пишет Э. Керн в своих мемуарах:
"Обстрел со стороны противника все сливался, отовсюду гpeмело и грохотало. Постепенно мы поняли, что окружены. Вместе с несколькими незнакомыми мне солдатами я, лежа в придорожной канаве, не переставая палил в темноту, освещая ее нитями трассирующих пуль. Кто-то тронул меня за плечо. Это был Кауль. " Нам конец", - проговорил он хрипло".
За долгий ночной бой немецкий батальон потерял сорок человек убитыми. Раненых было гораздо больше. Снарядов для защиты оставалось максимум на два часа. Все ждали смерти. Но утром стрельба с русской стороны прекратилась, а через пару часов стало известно, что противник отступил.
Постскриптум
Зачем я рассказал эту историю, случившуюся с немецким фельдфебелем в начале войны? Главным образом для того, чтобы напомнить о том, что с самых первых дней части Красной Армии оказывали вермахту сопротивление. Не было бегства всех и вся, не было сломленного морального духа.
Главнейшая проблема обороны в 1941 году состояла не в трусости советского солдата, а в так называемой "неожиданности" нападения, в слабости управления войсками, в отсутствии систем связи и прочее. Но это вопросы не к солдатам и офицерам, гибнувшим в боях, а к высшему руководству РККА.
А что вы думаете по этому поводу? Высказывайте мнения в комментариях, ставьте лайки и будьте здоровы
О неточностях и опечатках просьба сообщить автору