Постановление Правительства Российской Федерации от 25.01.2022 № 45 «О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)».
📃 Ознакомиться с текстом постановления №45 от 25.01.2022.
Вступает в силу с 01.09.2022!
Согласно пункту 24 настоящего Постановления, периодическое подтверждение соответствия лицензиата лицензионным требованиям проводится каждые 3 года со дня предоставления Лицензии.
Предметом Лицензионного контроля является соблюдение лицензиатом лицензионных требований, предусмотренных пунктом 4 настоящего Постановления, а именно:
Наличие (за исключением организаций, осуществляющих техническое обслуживание непосредственно в месте размещения и эксплуатации радиационных источников) на праве собственности или ином законном основании производственных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, и отвечающих требованиям статьи 19 Федерального закона «О радиационной безопасности населения», а также статей 20, 22, 24 и 27 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
Наличие оборудования, в том числе радиационных источников и технической документации на эти радиационные источники, а также условий эксплуатации, хранения и утилизации радиационных источников, отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям в области радиационной безопасности (для организаций, намеренных осуществлять эксплуатацию, производство и хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих) в соответствии со статьей 37 Федерального закона «Об использовании атомной энергии», статьей 14 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» и статьей 27 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
Наличие у соискателя лицензии систем учета, производственного контроля, физической и радиационной защиты радиационных источников, учета и контроля индивидуальных доз облучения работников и населения, отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям в области радиационной безопасности (за исключением организаций, осуществляющих проектирование источников ионизирующего излучения (генерирующих), и средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих)) в соответствии со статьями 11, 14 и 18 Федерального закона «О радиационной безопасности населения», статьей 49 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» и статьей 27 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также осуществление лицензиатом указанных учета, контроля и защиты;
Наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) работников, деятельность которых непосредственно связана с источниками ионизирующего излучения (генерирующими), имеющих высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации в объеме не менее 72 часов по радиационной безопасности, соответствующих требованиям и характеру заявленных работ (услуг);
Наличие планов мероприятий по защите работников соискателя лицензии (лицензиата) и населения в случае возникновения радиационной аварии в соответствии с требованиями статей 14 и 19 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» и статьи 36 Федерального закона «Об использовании атомной энергии»;
Повышение квалификации работников лицензиата, деятельность которых непосредственно связана с источниками ионизирующего излучения (генерирующими), не реже одного раза в 5 лет.
Объектом лицензионного контроля является деятельность лицензиата. Учет объектов лицензионного контроля осуществляется лицензирующим органом посредство ведения реестра лицензий. (Пункт 28).
Лицензирующий орган проводит следующие профилактические мероприятия:
- Информирование — осуществляется посредство размещения лицензирующим органом соответствующих сведений на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в средствах массовой информации, через личные кабинеты лицензиатов в государственных информационных системах (при наличии);
- Обобщение правоприменительной практики — лицензирующий орган обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики лицензирующего органа, не реже одного раза в год. Указанный доклад утверждается руководителем лицензирующего органа до 15 марта года, следующего за отчетным годом, и размещается на официальном сайте лицензирующего органа в сети «Интернет» не позднее 15 календарных дней со дня представления доклада посредством государственной автоматизированной информационной системы «Управление»;
- Объявление предостережения — При наличии у лицензирующего органа сведений о готовящихся нарушениях лицензионных требований или о признаках нарушения лицензионных требований и (или) при отсутствии подтвержденных данных о том, что нарушение лицензионных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, лицензирующий орган объявляет лицензиату предостережение о недопустимости нарушения лицензионных требований и предлагает принять меры по обеспечению их соблюдения;
Консультирование — осуществляется должностными лицами, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия по следующим вопросам:
а) содержание лицензионных требований;
б) порядок осуществления лицензионного контроля;
в) порядок выполнения лицензионных требований;
г) порядок обжалования решений лицензирующего органа, его должностных лиц;
д) порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц лицензирующего органа.
В ходе консультирования оценка контрольного мероприятия, решений или действий должностных лиц не предоставляется.
- Профилактический визит — проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности Лицензиата либо путем использования видео-конференц-связи. Профилактический визит является обязательным в отношении лицензиатов, выполняющих работы по эксплуатации источников ионизирующего излучения (генерирующих). Обязательный профилактический визит проводится не позднее чем в течении одного года со дня предоставления Лицензии. Срок проведения визита устанавливается в пределах 8 часов.
Проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований осуществляются посредством проведения следующих внеплановых контрольных мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка.
В ходе внепланового инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) инструментальное обследование;
д) Истребование документов, которые в соответствие с лицензионными требованиями должны находиться в месте нахождения лицензиата.
В ходе внепланового рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные действия:
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) получение письменных объяснений;
д) истребование документов;
е) инструментальное обследование;
ж) испытание;
з) экспертиза.
В ходе внеплановой документарной проверки могут совершаться следующие контрольные действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов;
в) экспертиза.
В ходе внеплановой выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) получение письменных объяснений;
д) истребование документов;
е) инструментальное обследование;
ж) испытание;
з) экспертиза.
Для фиксации инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушения лицензионных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись в случае проведения:
а) инспекционного визита;
б) рейдового осмотра;
в) выездной проверки.