Найти в Дзене
Мария Белослудцева

Принципы организации детского досуга

Принцип трактуется как основа, начало.

Принцип в педагогике — генеральная идея, объективная норма, руководящее правило. В буквальном смысле — исходный пункт, первооснова воспитания, синтез главной идеи и свода главных правил, за выполнение которых педагоги несут юридическую и нравственную ответственность в своей профессиональной деятельности.
Принцип педагогики досуга – это свод главных правил реализации воспитательного назначения досуга. Принципы есть то, чем руководствуется воспитатель в своей работе, в организации детского досуга. Они как следствия педагогических законов и правила педагогической «техники безопасности».

Первый принцип — принцип «красной линии». В работе с детьми всегда (как внутренняя цензура) должна быть некая «ватерлиния», за которую переходить опасно. «Красная линия» — это грань риска, грань меры, грань разумного и допустимого во всем:
- в отношениях содружества педагога и детей, в приятельско-товарищеских контактах и связях, которые создает демократическая сфера досуга. Вольный, творческий дух истинного досуга всегда вызывает неформальные отношения и формирует ответственность свободных партнеров свободной деятельности, утверждает суверенитет личности. За «красной линией» — панибратство, лжедружба, наказуемая интимность отношений. Здесь нельзя "заигрываться" и разумная дистанция все же необходима. Досуг обязан сотворить отношения партнерства взрослых и детей, которые могут стать праздником. Нарушения «линии» приведут к разрушению нормальных контактов, станут мукой;
- в демократических основах субординации, самоуправления в сфере досуга. Переход «линии» приведет к неуправляемости, вакханалии, нарушению этики субординационных отношений взрослых и детей, к запретам, которые в досуге всегда — тупик, к приказному тону, а значит, к взаимной отчужденности;
- в информации любого толка, которой мы обогащаем ребят. И прежде всего в вопросах политики, социальной жизни людей, истории, национальных проблем, эротики и т.п. «Красная линия» касается трактовки
этих вопросов, их содержания, их «подтекста»;
- в организации деятельности, особенно связанной с риском для жизни, здоровья, психики. В детском досуге много «зон риска». Спорт, туризм, техника, даже игра не безобидны. «Красная линия» контролирует
выбираемый «предел». Его подсказывают личный опыт, интуиция, разумная осторожность и, если хотите, необходимая перестраховка. Здесь важно все: мера досуговой деятельности, санитарно-гигиеническая сторона досуга,
безопасность игр, игрушек, игровых аксессуаров. Необходимо учитывать и «политику» досуговых заблуждений детей. К примеру, в настоящее время зарубежные модели досуга, не всегда качественные, модели антидосуга вытесняют активно отечественный, национальный досуг, они быстро адаптируются в детской среде, становятся ненатуральным заменителем общественно значимого досуга. Этот процесс разрушения национального
менталитета пока не изучен.

Второй принцип — «принцип могучей кучки». Досуг в целом дело коллективное. Даже радость удачи делится обычно на всех. Скажем, футбольная победа или успех праздника. Для того чтобы эффективность
совместного творческого деяния была наивысшей, каждый его участник должен четко осознавать общественную значимость как своих действий, так и действий всех соучастников в целом. Чем престижней задача проводимого
досугового мероприятия, тем здоровей общий дух, тот самый психологический климат, без которого не жизнь, а маскарад жизни. Причем под престижностью следует понимать не просто логическое расчленение, а
приращение души, то есть проведение этой задачи через сердца всех. Вот для такого успеха нужна «могучая кучка», союз единомышленников, спаянных и вдохновленных сознанием важности выполняемой задачи. Можно понимать
под таким союзом ядро детского коллектива во главе с вожатым или классным руководителем, можно — группу взрослых, друзей класса. В «могучей кучке» всегда высокое притяжение человечности, взаимовыручка и чувство локтя, взаимодоверие. Здесь все делается и созидается вместе.
Человеческая неповторимость — соль досуговой педагогики. Создавая добровольный союз самобытных индивидуальностей, мы создаем идеальную часть общества. Вывод: хочешь иметь успех, хочешь высвободить дополнительную энергию души детей в неподражаемом мире досуга, найди единоверцев, окружи себя, педагог, и своих детей сотоварищами, которые способны на «безумные» идеи, на фантазию, на воодушевление детей, на
высокие образцы досуга и воспитания в нем.

Третий принцип — «принцип фельдмаршала Кутузова».
Он может вызвать улыбку. Но иногда, чтобы иметь успех и естественное развитие событий, надо терпеливо подождать, не форсировать эти события, ничего не предпринимать. Так поступал Михаил Кутузов в войне 1812 года с французами. Он побеждал тем, что просто ждал, как развернутся сами по себе военные перипетии. Вроде бы ничего не делал, но одерживал победу.
Мы много суетимся, блефуем, делаем вид, вечно подгоняем ребят. А ведь досуг — их личное, добровольное дело. И законы внутреннего развития событий в досуге непредсказуемы. Однако это не означает, что педагогу не нужно вмешиваться в процесс досуговой деятельности, важно найти «золотую середину», не мешать, но понять, поддержать и помочь.

Четвертый принцип — «принцип горы». В работе, сотрудничестве с детьми, как в горах, нельзя терять высоты. Дети зачастую живут скудно, без мечты, без идеала, делают лишнюю, никому не нужную работу. Отсюда
социальная апатия, агрессивный инфантилизм, социальное иждивенчество, инерция, стадная форма мышления, безверие — одна из самых страшных болезней нашего общества. От постоянных неудач дети, как правило,
озлобляются, мельчают, тупеют. В досуге всегда заложен резерв удач. Но чтобы преодолеть кризис недоверия детей к взрослым, к педагогам, который вырос неимоверно, нужно поднять планку высоты помыслов, слов, дел,
отношений, в том числе в досуговой деятельности. Резкий поворот к коммерциализации породил нецивилизованные формы досуга, резко снизил его качество, девальвировал те ценности, что люди копили веками. До сих пор досуг в школе или в лагере — это консервация единообразия.
Достаточно вспомнить вечера «отдыха», дискотеки или спартакиады.
Поскольку досуг по сравнению с учением потребляется детьми добровольно огромными «порциями», особенно важна его культура, его высота. Люди в горах обычно все время идут вверх. «Принцип горы» требует неторопливых,
но постоянных шагов к высоте. Отряду, классу необходима стратегия «ударных» дел. Редких, но метких, высоких дел.

Пятый принцип — «принцип антиканонов».
У детей есть нечто чрезвычайно важное — это их энергетика. Она обычно несовершенна, нестабилизирована, разбросана, но дает возможности повернуть ребенка к деятельности. Однако эта энергетика часто очень инерционна, базируется на низком уровне духовности, общей и досуговой культуры и может привести к плохим последствиям. Принудительный трафаретный досуг держит детей на рабском уровне поведения. Хотя эта внешняя покорность ребят — иллюзия.
В воспитательной работе существуют «обручи», которые стягивают детскую общность: набор псевдоидей, страх, запрет, принудиловка. Если обручи разрушаются, рассыпается и общность.
Принцип антиканонов ориентирован на то, чтобы дети учились переступать ограничительные флажки казарменной педагогики, выходили за стереотипы, за пресловутую систему воспитания. Поль Гоген заметил, что
«гениев порождает не система, а противодействие ей». Названный принцип досуговой педагогики служит пробуждению социального, психологического, творческого воображения ребят. «Генеральная» идея такова: все, решительно все осмысливать и делать по-новому. Непривычное, необычное возникает часто вне правил, проверенных и удобных взрослым.
В 60-е годы родилось знаменитое правило Фрунзенской коммуны И.Иванова, Ф. Шапиро и Л.Борисовой: «Все дела творчески, иначе — зачем?». Позднее С.Соловейчик напишет: «Сначала мне встретилась ленинградская
Фрунзенская коммуна, ее первые организаторы – профессор И.Иванов, Ф.Шапиро, Л.Борисова. Как режиссёр придумывает спектакль, так они придумали и поставили великолепную жизнь – открытую, смелую, дружелюбную, а главное – творческую. Это уж потом я прочел у Бердяева о связи творчества и свободы, а тогда мы видели эту связь своими глазами. Эти ребята постоянно придумывали всякие дела и праздники, их учили придумывать, они ничего не делали дважды: каждую минуту вся жизнь заново [41. С. 6-7]. Дети так «устроены», что им хочется многое делать «не так». Но они не знают, как «не так». Досуг — идеальная площадка разрушения канонов всех «спектаклей» воспитания. Принцип антиканонов «толкает» на дерзость выдумки. Если День космонавтики в минувшем году проводился как торжественный вечер, то в этом — как «Праздник бумажного змея». Если последний День знаний 1 сентября шел в виде торжественной (стоячей) линейки, то нынче мы будем проводить сидячую «школьную энциклопедию». Если в конце прошлого учебного года класс ходил в «одноразовый» поход-пикник, то нынче мы обязательно пойдем на бревенчатых плотах вниз по течению родной реки. Принцип антиканонов предлагает формирование личности ребенка в диалогах и дискуссиях с жизнью, в пробе творческих сил на опережающих моделях досуга.

Шестой принцип — «принцип камня, брошенного в воду».
Любой ребенок должен реализоваться. Личная реализация общих ценностей — регулятор социального поведения. Значит, каждого нужно «бросить, как камень в воду», в дело, в творчество, чтобы пошли круги результативности, появились творческие следы. Этот принцип имеет и «феномен лягушки», попавшей в крынку с молоком. Одна лягушка, если вы помните, чуть бултыхнулась и утонула. Другая лягушка долго и настойчиво бултыхалась и сбила сметану, потом кусочек масла, затем встала на это масло и выпрыгнула из крынки. Все дети обязаны пробовать свои силы во всех многообразных ситуациях жизни. А уж в досуге тем более. Именно в досуговой деятельности дети, как правило, представляют самих себя. И это уже их отвага. Вот почему нужно постоянно «бросать» их в «воду» творческой деятельности.

Седьмой принцип — принцип опоры на положительные эмоции ребенка.
Существует старая мудрость: ищи в ребенке хорошее, его всегда больше.
Чтобы увидеть дурное, большого труда не требуется. Увидеть добрые начала и опереться на них — вот принцип общей и досуговой педагогики. Бабушки наших бабушек, естественно, «университетов не кончали». Но работали с
внуками, опираясь лишь на положительные эмоции. Увидев внука с грязным лицом и руками, бабушка обычно говорила: «Внучек ты мой родной, хорошенький, золотко мое любимое, умница ты мой, что ж ты лицо и руки-то не вымыл?». Пять раз похвалила, а потом предъявила претензию. И сразу реакция внука: «Сейчас, бабуленька, вымою». Современные «педагогические бабушки» с дипломами учителей сначала пять раз отругают, а потом требования предъявляют: «Сидоров (дома Сидорова зовут только Ванечкой), ты из какой помойки вылез?..» Положительное и прекрасное рождают доброе. Сам по себе качественный досуг одобряет, выпрямляет, ободряет и реабилитирует детей. И вместе с тем, именно в его сфере так необходима опора на любые положительные ростки и обязательно на положительные эмоции ребенка. Такая опора окрыляет. Детские таланты оскудевают от
невнимания. Ребенок кажется себе еще лучше, если кто-то замечает его рост.
Вот в чем «фокус» этого простого принципа.

Помимо образных формулировок принципов педагогики досуга, характерных для работ С.А.Шмакова, классическая педагогика формулирует педагогические принципы воспитания в целом, и организации детского досуга в частности:
1. Принцип всеобщности и доступности, то есть возможность приобщения, вовлеченности всех без исключения детей, подростков и юношества в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций подрастающего поколения, их досуговых запросов и интересов.

2. Принцип самодеятельности – реализуется на всех уровнях детского досуга: от любительского объединения до массового праздника.
Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности зиждется на творческой активности, увлеченности и инициативе детей. Это принцип, как правило для педагогов, звучит так: не делай за ребенка того, что он может сделать сам.
Вспомните главный девиз педагогики М. Монтессори – помоги мне это сделать самому!

3. Принцип индивидуального и личностного подхода – предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды обитания детей, подростков и юношества при обеспечении их досуга.
Приоритет личных интересов ребенка и удовлетворения этих интересов, равно как и устремлений, желаний, притязаний, в сочетании с соблюдением социальных, правовых, этических норм. Дифференцированный подход
обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.

4. Принцип систематичности и целенаправленности, общественной направленности воспитания – предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг детей, подростков и юношества.

5. Принцип преемственности и единства воспитательных воздействий – в первую очередь предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо активизировать деятельность родителей, всех
взрослых на передачу детям социального знания и опыта на проведение разумного досуга, его философии. Принцип преемственности означает также поддержание норм и традиций при перемещении детей из одной возрастной
общности в другую, из одного социально-воспитательного учреждения в другое.

6. Принцип занимательности – заключается в создании непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, ибо сухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы. Событийность программных дел и мероприятий, то есть значительности и необычности каждого события как факта общественной и личной жизни ребенка в летнем лагере. Чувственный (эмоциональный) смысл организации досуговых дел и деятельности, составляющих организованный и стихийный досуг ребенка, который способен доставить радость и удовольствие.

7. Принцип гуманизма, любви, заботы и требовательности, опоры на положительное – заключается в опоре на положительное в ребенке, избирательности образовательно-воспитательных программ. Необходимо уважать личность ребенка, заботиться о его развитии и разумно сочетать любовь и требовательность. Учитывают добровольность участия ребенка в досуговых акциях. Детский досуг должен удовлетворять требованию безопасности для жизни, здоровья, психического состояния детей, защиты их прав и личного достоинства. Досуг должен создавать условия для позитивного самопознания через организацию успеха, удачи в организованной деятельности детей.

8. Принцип демократизма – заключается в утверждении демократического стиля и характера взаимоотношений, равноправия, взаимодействия, партнерства детей и детей, детей и взрослых с комфортной субординацией управления и самоуправления, с широким полем прав и обязанностей.

9. Принцип связи досуга с жизнью и трудом – заключается в приобщении детей к посильному, общественно-полезному труду, в формировании навыков самообслуживания, уважении к результатам своего и чужого труда.

10. Принцип воспитания в коллективе - оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации досуга.