Найти в Дзене
AFTERSHOCK

Курсанты и их национальность: личные наблюдения

Автор - Престарелый Neo #

Давно собираюсь написать статью или даже несколько о жизни курсантской времен Союза. Очень много познавательных историй, веселых и не очень, еще пока помнятся. Однако банально нет возможности, ибо коротенькой заметкой тут не отделаешься, а длинная требует много времени . Впрочем, если кто-​то захочет таки почитать о приключениях курсантов военно-​строительного училища, пишите, буду изыскивать свободное время. Однако сейчас хочу коротенько написать об одном аспекте своей курсантской службы, о котором знал и помнил всегда, но на его необычность обратил внимание совсем недавно, в свете последних событий.

Тольяттинское Высшее Военное Строительное Командное Училище. Одно из трех командных строительных в СССР, не считая двух политических и двух инженерных. Поступил я в него в середине восьмидесятых, скажем так, Перестройка и Гласность уже шагали по стране. В наш взвод набрали 28 человек. Практически со всей страны. Шестеро парней у нас было с Белоруссии, пятеро с Украины, один из Узбекистана, остальные с РСФСР, причем практически отовсюду. Были у нас пацаны с Татарии, Башкирии, Марий-​Эл, Подмосковья, Кирова, Новгорода, с Урала.

Срочная служба в ВС СССР тогда была два года, мы учились четыре. Весь период учебы курсанта приравнивался к срочке. И если курсант отчислялся из училища до окончания второго курса, то он отправлялся в войска дослуживать оставшийся срок. А если после второго, то туда же до первого приказа о демобилизации. Таким образом в этом случае он всегда переслуживал несколько месяцев. Отчислить нас могли за грубое нарушение воинской дисциплины (опоздание с отпуска без законной причины, если это не тянуло на уголовку, самоход при тех же условиях, употребление спиртного, даже в увольнении или отпуске, залет в отпуске и т.д.) или по рапорту самого курсанта. Во втором случае следовали, конечно, долгие разбирательства зачем да почему, попытки заставить изменить решение, однако, как правило, подобные рапорты удовлетворялись. По шапке получали командиры от взвода до батальона и замполит за упущения в воспитательной работе, но разве это интересовало того курсанта. Ах, да, еще за неуспеваемость, но это уже полный зашквар. Я не помню таких случаев, по крайней мере, в нашем наборе.

Так вот, набрали нас во взвод 28, а выпустили 24. Таким образом, четверо курсантов были отчислены. Даже не четверо, а пятеро, потому, что один к нам был переведен позже с другого подразделения. Из этих пятерых двое были с РСФСР, и отчислили их за залеты. Один якобы пришел с увольнения с запахом (обоняния и слова дежурного по училищу было достаточно), второй залетел в отпуске за драку, опять таки по пьянке. Остальные трое были отчислены по собственному желанию. Причем рапорта написали аккурат после середины второго курса, чтобы убыть в войска и уволиться при первом приказе, т.е. чтобы не переслужить. Расчет верный, и главное, все по закону. То есть пацаны больше полутора лет отслужили в военном училище, а это, все-​таки не действующий стройбат, где работать надо мама не горюй. Затем приехали в части практически дембелями, и через несколько месяцев поехали по домам.

Так вот из трех отчисленных по собственному желанию все три были ... с Украины. Было ли это совпадением, или расчетом с самого начала, еще до поступления, кто знает? Однако факт остается фактом.

Чтобы связаться с автором (нажмите здесь).