Подобно многим лидерам государств в последние месяцы, Виктор Орбан оказался в сложнейшей ситуации. Она потребовала не только привычного лавирования в мире большой политики, но принятия быстрых мер по подготовке венгерской экономики к очередной волне кризиса.
Пополнение бюджета
Недавно представленный в парламенте проект бюджета Венгрии на 2023 г. эксперты находят чересчур оптимистичным, особенно ввиду ожиданий длительной международной политико-экономической нестабильности, озвученных премьер-министром страны.
Однако венгерское правительство известно тем, что с 2016 г. практически взяло себе за правило пересматривать финансовые планы, а также проводить крайне непрозрачную бюджетную политику. По данным межстранового исследования, доступность актуальной и полной информации по бюджету Венгрии оценена на 44 балла из 100. Это является худшим для стран ЕС результатом.
В новом бюджете отражена приоритетность сферы обороны: в соответствии с требованиями НАТО на неё потратят 2% ВВП. И действительно, Венгрия честно продолжает исполнять внутриблоковые договорённости и сосредотачивать войска в восточных областях. Очередной конвой проследовал с тренировочной военной базы в задунайском Уйдёрёгде, регулярно принимающей международные учения, на базу в Хайдухадхазе.
Один из главных инструментов сдерживания дефицита бюджета в пределах 3,5% ВВП - новые налоги для бизнеса. Их введение облегчило возобновление чрезвычайных полномочий правительства. Дополнительное взимание части сверхприбыли компаний в пользу государства практикуется многими правительствами в Западной Европе. За последние полвека к этому регулярно прибегали в Великобритании, в 2021 г. аналогичные меры стали составляющей антикризисной политики Испании, а в 2022 г. - Франции и Италии.
В Венгрии налог распространяется на такие секторы, как энергетика и финансы (вместе дадут 75% «сверхпоступлений» в бюджет), телекоммуникации, авиаперевозки. То есть бизнес-интересы приближённых к премьеру не затронуты. Как и в предыдущие годы, попытка изыскать средства на улучшение материального положения населения (в т.ч. на программу снижения цен на коммунальные услуги) против него же и оборачивается: резонанс вызвало повышение цен лоукостерами.
Премьер и российская нефть
Орбан блокировал эмбарго на нефть из России во многом ради поддержания сверхдоходов венгерской нефтегазовой компании MOL. Венгрия импортирует (незначительные для бюджета РФ) 2% российской экспортной нефти и по сравнению с другими странами-членами Евросоюза не сильно от неё зависит (см. карту ниже). Теперь же на переработке каждого барреля MOL зарабатывает не 9 долларов, а 34. Смена поставщика обойдётся компании в 500-700 млн. долл.
Для такого небольшого игрока, как Венгрия, итоговая договорённость по 6-му пакету антироссийских санкций - политический успех. Но основная часть инвестиций и доходов от экспорта в страну поступает из Западной Европы, и уберечь её от проблем с энергопоставками Венгрии не удалось.
Виктор Орбан: «Из-за санкций вся Европа танцует на ветру перемен мировой экономики».
Как следствие, пока Венгрия может себе позволить держать потолок цен на ключевые товары народного потребления, включая топливо, но её уже захлёстывает общеевропейский кризис.
Неотменяемый?
Инфляция растёт, а форинт катится под гору. Это дополняет усугубившееся положение правительства Орбана в ЕС. На этот раз в связи с предполагаемым нарушением основополагающих принципов объединения стране грозит не только сворачивание финансирования из общих фондов. Венгрию намереваются лишить права голоса в Совете ЕС.
Одновременно органы ЕС, наряду с другими предложениями по реформированию Союза, рассматривают отказ от принципа единогласия в области внешней политики (а возможно, и финансов) в пользу принятия решений большинством голосов.
Сам премьер при этом для значительной части западной общественности давно уже превратился в одиозную фигуру. Но в последние месяцы раздражение его политикой достигло пика. Так, то ли не выдержав напряжения, то ли почувствовав удобный случай, с пожеланиями сердечного приступа Орбану выступил глава государственной теле- и радиовещательной компании Австрии (правда, как частное лицо).
Больше о Европе - в нашем telegram-канале.
Читайте также:
Будет ли Венгрия «под шумок» претендовать на Закарпатье?