Не раз в комментариях возникала тема блокирования поставок российского обогащенного урана в США.
Да и глава Минэнерго озвучивает такие же идеи, что не говорит, о его компетентности, как станет ясно ниже.
Давай разберемся в этом вопросе, как говорится, раз и навсегда, обозначив и положительные для США факторы (+) и отрицательные (-).
(-) Российский обогащенный уран занимает около 50% на рынке топлива для американских АЭС и из него вырабатывается около 20% всей американской электроэнергии. Доля значительная, и кажется, что Россия здесь крепко держим США за... горло. Но это не так.
- (+) Речь не идёт о природном уране, его у США в шаговой доступности более чем достаточно, т.к. крупнейшие производители Канада и Австралия с ними в одном блоке и имеют серьёзные запасы мощностей, а о его обогащении для нужд гражданской ядерной энергетики.
- Смогут ли США заместить весь обогащенный уран, поставляемый из России, другими источниками поставки обогащенного урана? Обогатительных заводов в мире не очень много.
(+) В 2010 годах, когда обсуждалась возможность разрыва ВОУ-НОУ, по оценкам с российской стороны ответ был: "Да, смогут".
(-) Но тогда в США ещё работал один диффузионный завод, а второй был в горячем резерве. - Сейчас вопрос для США кажется более сложным.
Доступные мировые мощности на текущий момент в единицах работы разделения (ЕРР).
* Россия: 30 тыс.
* URENCO в Европе: 15 тыс.
* URENCO в США: 5 тыс. в США
(при общих потребностях гражданского сектора США порядка 11 тыс.)
* Китай: 12 тыс. (и наращивает)
* Франция: 7.5 тыс.
(-) Простаивающих мощностей нет и найти свободные мощности при исключении из поставщиков России сложно. - (+) Процесс замены поставщиков обогащенного урана не мгновенный и будет зависеть от кучи факторов, ключевые из которых:
4.1. Есть ли запас обогащённого урана у эксплуатирующих организаций (ЭО) США, так как именно они покупают ЕРР и передают обогащённый уран на фабрикацию.
(-) Возможно, все организовано по лучшим заветам эффективных менеджеров, то есть "с колёс". Сам обогащённый уран в ЭО не попадает. Если именно так, то для США это не очень хорошо.
(+) Но, если контракты длительные, как любят (вполне обосновано) наши сырьевики, то такие контракты наши вряд ли будут рвать. партнеры же!))
4.2. Состояние законсервированного оборудования и, главное, персонала на диффузионных мощностях в самих США (Падукка и Пайктон).
(-) Можно предположить, что за прошедшие годы они потеряли компетенции, так как специалисты давно уже уволились с этих предприятий и занимаются чем то другим.
(+) С другой стороны, примерно 50% их потребностей закрывает завод URENCO в Штатах и можно будет частично персонал взять с этого предприятия.
4.3. (-) Если реанимировать законсервированные мощности США не смогут, придётся искать ЕРР на споте, а его там не так много.
(+) С другой стороны, как и с нефтью, отказ от российского обогащенного урана может стать разменом - США берут обогащенный уран у других поставщиков, а Россия начинает поставлять обогащенный уран тем потребителям, которых раньше обслуживали эти другие поставщики.
ЭТО ОСНОВНОЕ.
Такое состояние дел позволит и США объявить санкции на обогащенный уран из России и России объявить контрсанкции. В реальности ни США ни Россия, при любом развитии событий, сильно не пострадают.
4.4. (+) Для получения урана гражданского обогащения можно не только обогащать природный, но и разбавлять (обычно используют термин "разубоживание") оружейный уран.
В рамках двух договоров СНВ и у нас, и у Штатов образовались избыточные запасы урана и плутония, избыточного урана в размере 500 тонн у каждой из сторон.
Наш запас урана в рамках программы "Мегатонны на мегаватты" (ВОУ-НОУ) ушёл в Штаты в виде НОУ, а вот свой уран Штаты разбавили только частично.
По разным оценкам США разубожено порядка 15% от избытчоного урана, причём, одним из аргументов было "чтобы не обвалить рынок". Для получения энергетического урана из оружейного разделительные мощности желательны (но только с точки зрения оптимизации цены), но совсем не обязательны. Конверсионные мощности в мире избыточны...
Выводы
- Отказ от действующих контрактов на обогащение урана России не выгоден экономически.
- Даже если не учитывать экономику, Россия не сможет обвалить гражданскую ядерную отрасль США.
Ну разве что внесет временную сумятицу на время перестройки логистических и производственных цепочек. - Экономически США в этом случае немного проиграет, за счет более дорогого производства и расходов на запуск или перестройку логистики.
- Но и Россия понесет экономические потери.
России совсем не выгодно инициировать американское импортозамещение - 100% локализации Штатами собственного производства обогащенного урана.
А в варианте со сменой поставщиков (перераспределения поставок) просто приведет к небольшим издержкам обоих сторон на логистику.