Найти в Дзене
13-й пилот

Читатели рассказывают. Chetbor: Ох, уж этот - ручник

Фото из свободных источников с обработкой автора канала.
Фото из свободных источников с обработкой автора канала.

Только в кипучем мозгу старших начальников мог родиться такой план, после получения самолетов с завода Су-24м отправить полк на другой аэродром, ибо полоса родная уже не могла принимать такую тяжесть. В мае 1991 года бап сорвался с места, поцеловал детей и жен и улетел в Орловку учиться военным делу неправильным образом.
Потихоньку обжились, начали неплохо летать, короче в попе появились первые перья от Су-24м .

В один из летных дней экипаж подрулил к полосе и начал проверять МВК (маловысотный контур), конечно, чтоб удобнее, летчик поставил самолет на ручник (в то время мы еще косо смотрели на штурманов и считали, что их посадили в кабину, чтобы самолет в полете не кренился на левый борт)
После проверки экипаж запросился на полосу, услышав, что на ПК (посадочный курс) заходящий уже на дальности 16км, значит надо все делать поживее, а то жди пока он сядет и освободит полосу. А посему про ручник забыли.

На полосе все тоже быстренько делали, включили ПФ (полный форсаж) и побежали, денек был жаркий под 28 тепла и в кабине шел на разбеге ненавязчивый диалог:
Штурман - Да, жарковато сегодня, долго бежит.
Летчик - Ага, чувствуется.
Штурман - И заправка вроде 7 тонн, а все бежит.
Летчик - Куда он денется - оторвется все равно, железяка хренова
Плавненько с углом атаки 10 самолет отошел от ВПП (взлётно-посадочная полоса) и полетел, куда его вела твердая рука пилота и острый ум штурмана.

Сделав все свои полетные дела экипаж расслабленно возвращался домой. В попе появилось очередное летное перо - во как мы уже умеем и это согревало душу и растопляло мозги.
Решив, что перьев в одном месте достаточно, экипаж на ОПК (обратный посадочному курс) карту читать не стал, это как уже унизительно для нас "асов" самолета Су-24м!!!
На ПК (посадочный курс) прочитав остатки карты выяснилось, что шасси выпущены и закрылки тоже, ход стабилизатора большой, и фара торчит и светит - можно садиться, чего еще нам надо.
"Дальний к посадке готов" - летчик просит - надо дать.
"Посадку разрешил, ветер справа под 30, 3-5" .
"Понял".

Штурман ненавязчиво молотил по СПУ (самолётное переговорное устройство) свое - высота, скорость и угол атаки. Скоро ужин, потом еще один полетик ночью и достаточно на сегодня, думалось ему.
Касание было великолепным с неплохим уголком, за которым последовал рывок вперед, припечатав пилота об приборную доску, морда штурмана залезла в тубус радиолокационным прицелом.

Как потом выяснилось пробег составил без ТП (тормозной парашют)всего 650-700м, который оставил на БВПП (бетонная взлётно-посадочная полоса) прекрасный жирный след четырех колес.

Вытащив свою морду, штурман понял, что просто так такое в жизни не бывает и это могли быть тормоза, причем аварийные. Посмотрев на панель между пилотом и штурманом, пилот сказал коротко и ясно "Бл...!", а штурман оказался знатоком и провидцем свое будущей судьбы.
"Теперь нас точно выеб..., карты мы не читали". ..


Аварийный тягач спешил как мог, техсостав тоже спешил к самолету пешком. ГРП (группа руководства полётами) напряглась - в воздухе еще было 6 самолетов. Аварийный тягач успешно присобаченный к самолету сказал коротко и ясно - не потяну, ибо приварились тормозные колодки, а тянуть волоком 25 тонн ему было явно слабо.
Благо, что автопарк рядом и через 10 минут у самолета стоял Кировец, закрепив водило и растяжки, прозвучало короткое - Трогай!
Кировец тронул и поехал с куском водила, при этом самолет даже не хотел шевелиться.

РП (руководитель полётов)понял - будет не просто долго, а очень долго, благо он сам до этого летал на такой матчасти. Начались поиски запасных аэродромов. Их было рядом два - Серышево с Ту-95 и Возжаевка с Су-24. Причем думать осталось мало, сумерки были на носу, из летающей шестерки экипажей, еще не все вообще и ночью провозились. На ближайший аэродром - благо до него 20км. Выдав команду на борта самолетов, немного отпустило в душе РП - угонять самолеты на ЗА (запасной аэродром) не каждый год приходится, вдобавок в ПМУ (простые метеоусловия)…

В это время ленивые истинные бомберы летали свою смену и приняв команду, что к ним по запасному аэродрому летят 6 БОМБАРДИРОВЩИКОВ Су-24М, ихняя ГРП не напрягалась, свои летят!!! Когда группа из 6 самолетов на 1 мин интервале ворвалась в круг полетов на скорости 600, местная ГРП подхватила стойкий ступор. В самые "крутые полеты" у них по кругу летало максимум три самолета и на скорости 400. Теперь они имели на кругу 2 экипажа Ту-95 и 6 чужих Су-24м, при этом последние как-то быстро очень перемещались по экрану РЛС (радиолокационной станции ).

Ступор разорвал доклад экипажа Ту-95, что он на кругу полетов наблюдает истребителей! ГРП вообще закатила глаза - а эти кто и откуда? Начались судорожные запросы - это у нас на кругу кто и чего хотите?
Наши бомбики весело обгоняя Ту-95, славненько, на 1 мин интервале зашли и сели, разворошив бомберское гнездо не на шутку, ибо последние после посадки наших и своих, на всякий случай, закрыли полеты - хрен его знает, кто еще прилетит?

Пробираясь между кусками бетона и прочей лабуды по МРД (магистральная рулежная дорожка) дальники вообще полосу не убирали последние 5 лет думалось пилотам Су-24, постепенно добрались до стоянки и где и встали.
Весь бомберский народ шел смотреть на истребителей, которые почему-то называют себя бомберами, это как-то унижало истинных бомберов. Ну посмотрите - разве это бомбардировщик, да мы его вместо ракеты повесить можем или в бомболюк засунуть.

Утром, проехав по МРД и полосе, стало ясно, с такой полосы Су-24 никогда не взлетят, ибо и вправду, наши колеса не катят против винтов и колес Ту-95.
Наша техника и техника истребителей с Орловки пошла колонной - чистить там у Ту-95-х МРД, ЦЗ (центральная заправочная) и БВПП.
А ГРП Су-24 держала строгий ответ – на хрена ты послал самолеты на запасной аэродром к Ту-95-м??? . Отмаза в виде «это ближайший аэродром!» не катила, ибо сборной солянке по уборке полосы Ту-95 пришлось работать там два дня…

Экипаж, посадивший на ручнике, третий день жил на эшафоте, с которого их иногда отпускали чего-то укусить и чего-то отлить и не более!!! Понятно, ко всему ихнему добавилась посадка родных экипажей к чужим Ту95—м, перегонка автотехники и уборка чужого аэродрома.
Истерзанное тело штурмана принимала в себя всё, ведь сам сказал по СПУ, что с ним сделают. Летчик каялся во всех грехах, даже в тех, которые не совершал. Через три дня после посадки самолеты перелетели назад в Орловку. После этого сексуальные эксперименты над экипажем пошли на убыль.

А база Ту-95-х с командованием длительное время благодарила за столь тщательную подготовку ихнего аэродрома и сообщала, что этого им хватит года на 3, а потом еще прилетайте - БОМБАРДИРОВЩИКИ!