Найти тему
Кофе с Кандинским

Разбор картины: Утро стрелецкой казни

С кого Василий Суриков писал образы стрельцов, какое впечатление на художника произвел собор Василия Блаженного и почему на картине нет ни одного казненного.

Василий Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881. ГТГ. Фото: https://ru.wikipedia.org/
Василий Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881. ГТГ. Фото: https://ru.wikipedia.org/

Как часто бывало у Сурикова, поводом к созданию полотна послужило острое и яркое впечатление. По пути из родного Красноярска в Петербург он всего на день заехал в Москву и попав на Красную площадь обомлел: почувствовал дух истории - спустя много лет из этого впечатления возникнет картина. Первые ростки замысла появились у него еще в период обучения в Академии художеств, а то и раньше - сам художник по-разному рассказывал об этом.

Стрелецкий бунт для живописца - не просто яркий эпизод из русской истории, с ним связана судьба рода Суриковых. Дело в том, что в начале петровского царствования бунты происходили не только в Москве, но и в других городах, в том числе и в Красноярске - среди участников упоминаются и предки Василия Сурикова.

Одна из важнейших деталей в картине - горящая свеча на фоне белой рубахи стрельца - поэтический и в то же время страшный образ. Свечи днем зажигали в основном для похорон, этот мотив неразрывно связан с темой смерти. На картине есть еще несколько подобных изображений: в руке у сидящей женщины на первом плане погасшая свеча - близкий ей человек уже казнен. Рядом на земле еще тлеет другая свеча, но и ей суждено погаснуть.

Рыжий стрелец - один из главных героев этого людного полотна. Свечу он сжимает почти судорожно, а взгляд его полон сильных эмоций, он ненавидяще смотрит в сторону молодого Петра.

-3

Петр также смотрит в сторону стрельца, на этой перекличке взглядов выстроен основной нерв картины. Если стрельцы и их семьи сливаются в единую плотную живую массу, то молодой царь изображен отдельно от всех. Так художник подчеркивает уникальность этого правителя, его особую миссию - он единственный изображен на коне. Еще один интересный момент - расположение фигуры. Петр изображен спиной к собору Василия Блаженного: знаменитое архитектурное сооружение эпохи Ивана Грозного предстает здесь символом старой Руси, тогда как Петр обращен в будущее. Все стрельцы и их семьи группируются художником на фоне собора, а Петр и его приближенные - на фоне кремлевской стены и одной из ее башен.

Кстати, перед Петром спиной к зрителю в темном кафтане изображен один из главных сподвижников молодого царя Александр Меншиков.

"Когда я этюд с Василия Блаженного писал, он мне все кровавым казался... И телеги еще все рисовал. Петр-то ведь тут, между ними ходил. Один из стрельцов ему у плахи сказал: "Отодвинься-ка, царь, здесь мое место", - вспоминал Суриков об одном из эпизодов тех времен. Исторический живописец, конечно, изучал документы и свидетельства эпохи.

Некоторые герои картины имеют реальные прототипы. Стрелец с черной бородой - Степан Торгошин, дядя художника. А вот с образом рыжебородого стрельца со свечой вышла совершенно фантастическая история: своего ключевого героя Суриков буквально нашел на кладбище.

"Могильщик он был. Я ему говорю: "Поедем ко мне, попозируй". Он уже занес было ногу в сани, да товарищи стали смеяться. Он говорит: "Не хочу". И по характеру ведь такой, как стрелец: злой, непокорный тип. Глаза его, глубоко сидящие, меня поразили. Насилу его уговорил. Он, как позировал, спрашивал: "Что мне, голову рубить будут что ли?". А мне чувство деликатности останавливало говорить тем, с кого писал, что я казнь пишу...".

Утро стрелецкой казни. Фрагмент
Утро стрелецкой казни. Фрагмент

Новаторство Сурикова проявилось в том, как он трактовал сюжет. Перед нами утро стрелецкой казни, а ведь самой казни мы не видим: на дальнем плане заметны только пустые эшафоты. Суриков мог бы изобразить ужасающие и натуралистичные образы смерти и покойников, но не стал. Художник как-то признался, что во время работы над картиной ему постоянно снились кровавые казни, порой он боялся засыпать.

По воспоминаниям Сурикова, Илья Репин, увидев полотно, предложил ему добавить хотя бы одного казненного. Попробовав мелом пририсовать труп на виселице, он сразу понял, что так не пойдет. Приехавший к нему в тот день Павел Третьяков тоже не одобрил такую версию: "Что вы, картину всю испортить хотите?".

Недавние исследования показали, что художник немного лукавил в своих воспоминаниях: рентгенограмма говорит о том, что в изначальном варианте картины казненные все же были, но позднее Суриков их записал.

Утро стрелецкой казни. Фрагмент
Утро стрелецкой казни. Фрагмент

Особый интерес для художника представляло изображение телег и саней. Суриков был страстно увлечен рисованием всевозможных деталей, искал их на рынках, изучал их устройство. Обратите внимание, как тщательно и с любовью выписана грязь на колесах, отражения в лужах - казалось бы, не самые приятные детали, но художник и к ним относился с вниманием.

Утро стрелецкой казни. Фрагмент
Утро стрелецкой казни. Фрагмент

Над другими стрельцами возвышается фигура кланяющегося. По тогдашней традиции, осужденный на казнь на Лобном месте молился и просил прощения у народа. Эта фигура наполнена трагизмом, но в отличие от рыжего стрельца в ней нет злобы и ненависти.

В истории русского искусства много судьбоносных совпадений. Картина "Утро стрелецкой казни" была впервые показана публике на выставке Товарищества передвижников, открывшейся 1 марта 1881 года - в этот же день в Петербурге был убит император Александр II.

#василий суриков #картина #живопись #русское искусство #Петр ПЕРВЫЙ #СТРЕЛЬЦЫ #ИСТОРИЯ #МОСКВА

Понравилась статья? Подписывайтесь на мой канал, впереди еще много интересного! Если у вас есть пожелания по поводу разбора конкретной картины, пишите в комментариях.