20 августа 1943 г. Исследовательский и аналитический департамент Управления стратегических служб США подготовил доклад о возможности советско-американского сотрудничества. Поводом для его создания послужила 1-я Квебекская конференция, состоявшаяся 14-24 августа 1943 г., основными участниками которой были Ф. Рузвельт и У. Черчилль. Лидеры США и Англии обсуждали возможность открытия второго фронта.
Зловещий "меморандум 121"
В публичном обиходе доклад известен как "меморандум 121". О нем довольно часто пишут исследователи и обычные блогеры. Типичный посыл, свойственным большинству подобных публикаций, находим в книге Л. Замойского "За фасадом масонского храма" (М.,1990):
"Управление стратегических служб США, - пишет автор, - передало на рассмотрение руководства страны "меморандум 121" о возможных "направлениях стратегии политики в отношении Германии и России". Третьим пунктом значилось: "Попытаться повернуть против России всю мощь непобежденной Германии, все еще управляемой нацистами или генералами".
Однако сводится ли в действительности весь стратегический доклад УСС США только в этому пункту? Или в нем изложено и другое видение текущей ситуации и послевоенного будущего? Чтобы узнать это, заглянем сами в текст документа. Итак.
Стратегия неотделима от политики…
Авторы доклада исходили из факта, что стратегия в войне определяется политикой. Между тем, по их мнению, к лету 1943 года между "ожидаемыми победителями в европейской войне" уже наметился "серьезный недостаток единогласия". Обозначив его как "кризис во взаимоотношениях между США и Великобританией, с одной стороны, и Россией - с другой", аналитики УСС США предложили варианты новой "стратегии и политики, которые будут определять послевоенное устройство".
Американские цели в Европе
Главной целью США в текущей войне объявлялась "их собственная безопасность". Для ее обеспечения первым требованием была "ликвидация попыток со стороны Германии объединить, доминировать и управлять всеми силами на европейском континенте". Второе требование состояло в том, чтобы после разгрома Германии "ни одна держава или группа держав, в которой мы не имеем сильного влияния, не должна управлять силами Европы". (Очевидно, что это заявление направлено против СССР.) Последнее, что американские аналитики видели необходимым для достижения своих целей в Европе - это поощрение в Европе тех сил, "которые приведут ее к миру, свободе и достатку".
Американские возможности
Согласно меморандуму, цели США в Европе далеко выходили за рамки их реальных возможности влияния на континенте. Поэтому в нем высказывалась мысль, используя достаточно прочный альянс с Великобританией, принять все возможные усилия для того, чтобы он был поддержан "норвежцами, датчанами, бельгийцами, чехами, поляками, югославами, греками и особенно французами".
Переходя к проблеме открытия второго фронта, аналитики УСС США отдавали себе отчет в том, что даже при поддержке союзников их "объединенные силы будут оставаться существенно меньшими, чем сила России либо сила еще не разгромленной Германии". В этих условиях американцы считали возможным, что "западные союзники вполне способны, при условии максимальной концентрации своих усилий, организовать достаточно сильное противодействие России".
Проблема враждебности
Далее идет разъяснение, о чем, собственно, речь. Америка должна создать такие условию, при которых "политика враждебности станет для Советской России достаточно дорогостоящей и поэтому, вероятно, малопривлекательной". Иначе говоря, автора меморандума считают, что враждебность исходит от Советской России, а США должны ее купировать, сплотив вокруг себя союзников.
На кону в этом противостоянии, в первую очередь, судьба Восточной и Центральной Европы, из-за которой дипломаты уже ломают копья, и вот УСС США предлагает "три альтернативные линии стратегии и политики, которые могут быть использованы в отношении Германии и России". Здесь мы переходим к пункту №3, который цитировал Л. Замойский, а также к другим не менее информативным пунктам.
Три альтернативные линии
Три варианта возможной стратегии и политики США в Европе выглядели в меморандуме следующим образом:
- Немедленное достижение компромисса с Советским Союзом и устранение существующих противоречий. Ориентация на то, что интересы двух стран в целом совпадают.
- Игнорирование политики и стратегии Советского Союза в надежде разгромить Германию и с выгодных позиций "разрешать вопросы, несмотря на враждебность между нами и Россией".
- "Мы стараемся повернуть против России все силы пока еще не разгромленной Германии, которая будет управляться либо нацистами, либо генералами…"
Как видите, "меморандум 121" отнюдь не предлагает пункт №3 в качестве единственного и безальтернативного. Это лишь опция в раскладке всех возможных вариантов, и она приводится последней. С другой стороны, в разведывательных кругах США не исключали возможность "натравить" нацистскую Германию против СССР с тем, чтобы "убить двух зайцев". Далее автора меморандума открыто объясняют, какого исхода они опасаются:
"...уйдя из Европы в тот момент, пока Германия еще сильна, мы тем самым закрепим за ней доминирующее положение на континенте; уйдя оттуда после разгрома Германии, ее место займет Россия".
Вопрос большой политики и взаимного доверия
Соединенные Штаты и Советская Россия были союзниками. "Меморандум 121" исходил из этого постулата, хотя и рассматривал все возможные варианты. А как иначе? На то она и аналитика, чтобы продумывать все шаги, включая самые нереалистичные. Исходя из этого, авторы доклада писали в заключении, что цели США во Второй мировой войне не противоречат "минимальными требованиями Советского Союза, но они находятся в явном противоречии с его возможными максимальными требованиями, то есть с советизацией Европы и доминированием в ней". Американские аналитики видели задачу в том, чтобы России остановилась на своих минимальных требованиях и забыла о максимальных как слишком дорогостоящих.
"Русские понимают, что Германию легче разбить нашими совместными усилиями", - сказано в итоговой части меморандума. Поэтому, говорится в документе далее, "политика компромисса" с Советами для США "может иметь огромные положительные результаты". Что бы она осуществилась, необходимо "твердое согласие на открытие нами боевых действий в Западной Европе", то есть второго фронта. А это означает, что зловещий "меморандум 121" призывал американское руководство накануне 1-й Квебекской конференции к военному сотрудничеству с СССР, а не к поддержке против него гитлеровской Германии.
P.S.
И самое последнее предложение меморандума, не оставляющее никаких сомнений относительно целей США и Великобритании по разгрому Гитлера:
"Если же компромисса не удастся достичь, то Америке и Великобритании не останется ничего другого, как преследовать свои собственные цели независимо от позиции Советского Союза. Однако и в этом случае открытие боевых действий в Западной Европе не может быть предметом для обсуждения".
Источник: Нарышкин С.Н., Торкунов А.В. (ред.) Великая Победа. Т. X. Победа. М., 2015. С. 136-139.