В предыдущей статье мы с вами обсудили ключевые моменты перевода образовательной организации на ФГОС – 3.
Сегодня я расскажу вам о том, как соотнести свои образовательные и рабочие программы с требованиями ФГОС.
Напомню вам, коллеги, что с 1 марта 2022 года аккредитация образовательных организаций стала бессрочной. Но при этом вводится аккредитационный мониторинг, который позволит надзорным органам осуществлять постоянное наблюдение за качеством образования. Аккредитационный мониторинг будет проводиться по утверждённым Приказом Минпросвещения показателям. Минимальное значение для целей аккредитационного мониторинга и контроля (надзора) в сфере образования составляет 30 баллов. Из них 10 баллов образовательная организация получает за соответствие структуры Основных образовательных программ (ООП) требованиям ФГОС. Ещё 10 – за соответствие планируемых результатов требованиям ФГОС. Планируемые результаты, как вы знаете, - один из структурных компонентов ООП. А Рабочие программы предметов – неотъемлемая часть ООП.
То есть Основные образовательные программы школы – наиважнейшие документы, на основе которых осуществляется образовательный процесс, и соответствие этих документов ФГОС является обязательным требованием.
Как проверить соответствие ООП требованиям ФГОС?
Начинаем с основных разделов. Их всего три: целевой, содержательный и организационный. Ниже даны структурные компоненты каждого раздела ООП начального общего (НОО) и основного общего образования (ООО).
Коллеги, обратите внимание: Примерные основные образовательные программы не вполне соответствуют требуемой структуре, особенно много нарушений в структуре ПООП НОО. Также Рабочая программа воспитания в ПООП не соответствует ФГОС. А мы с вами уже говорили о том, что лишь ФГОС имеет силу закона, а значит, надзорные органы вправе требовать абсолютного соответствия ваших программ ФГОС.
На что нужно обратить внимание в каждом разделе?
Целевой раздел
Пункт 1.1 этого раздела содержит общую характеристику программы школы. Очень часто в нём указывается количество часов на изучение программы. Напомню, что во ФГОС 3 поколения оно изменилось. Теперь на уровень НОО отводится от 2954 до 3190 часов, на уровень ООО – от 5058 до 5549 часов.
В пункте 1.2 теперь не может быть формулировок «выпускник научится», «выпускник получит возможность научиться». По обновлённым ФГОС мы работаем с другой терминологией: «знание и понимание», «применение», «функционирование». Требования к предметным результатам описываем только для тех предметов, которые включены в учебный план.
Пункт 1.3 обязательно должен содержать описание промежуточной аттестации урочной, внеурочной деятельности, а также описание оценки проектной деятельности (для ООО).
Коллеги, обращайте внимание на формулировки. Если вы возьмёте готовые ПООП и не вычитаете их, попадёте в неприятную историю. Например, в ПООП в целевом разделе п. 1.2 написано: «Примерная основная образовательная программа ООО определяет требования к результатам освоения программы по учебным предметам «Математика», «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология» на базовом и углублённом уровнях». Если это будет закреплено в основном документе вашей школы, то вы обязаны будете обеспечить преподавание этих предметов как на базовом, так и на углублённом уровнях. Таких моментов в ПООП очень много. Само слово «примерная», конечно, должно быть исключено из ваших программ.
Содержательный раздел
Пункт 2.1 должен включать Рабочие программы всех учебных предметов, курсов, модулей учебного плана и плана внеурочной деятельности.
Структура Рабочих программ (РП) закреплена ФГОС:
Обратите внимание: в примерных рабочих программах учтены не все компоненты.
Как показать в РП использование ЭОР? Это нужно решить на педагогическом совете школы и закрепить в локальном акте о рабочих программах.
Разработке Рабочих программ мы уделим особое внимание в ближайших статьях.
На что особенно нужно обратить внимание в организационном разделе?
В следующих статьях, посвящённых ФГОС–3, мы подробно поговорим о составлении учебных планов и отдельно остановимся на Рабочих программах предметов.