Найти тему
ARTдилетант

История одной картины: «Жизнь» Пабло Пикассо

Оглавление
«Жизнь» (1903) признана величайшим творением «голубого периода» Пикассо. У картины сложный сюжет, который чаще всего трактуют с оглядкой на биографию автора. Композиция, персонажи, детали – всё имеет значение.

«Голубой период»

В 1901 году Пикассо узнает о самоубийстве близкого друга Карлоса Касагемаса. Начинается длительная депрессия: юный Пабло уезжает в Париж, снимает комнату, в которой жил Карлос и заводит роман с его бывшей возлюбленной. Отношения и чувства запутаны, смерть ощущается где-то совсем близко, переполняет чувство вины за то, что не спас друга. Так формируется фон «голубого периода»: меланхолия ложится на холст сине-зелеными тонами.

Пабло Пикассо. Старый гитарист (фрагмент), 1903
Пабло Пикассо. Старый гитарист (фрагмент), 1903

Пикассо погружается в синий цвет. Одиночество, боль, страх – главные слова этого жизненного этапа. Он попеременно живет во Франции и Испании: несколько раз безуспешно пытается завоевать Париж, но депрессия и нужда возвращают его в Барселону. За эти голодные и холодные годы он создаст сотни работ, которые будут признаны шедеврами современной живописи.

Сюжетные линии «Жизни»

В мае 1903 года в Барселоне появляется «Жизнь».

Пабло Пикассо. Жизнь, 1903
Пабло Пикассо. Жизнь, 1903

Обнаженные мужчина и женщина стоят перед матерью, которая держит на руках ребенка. Они в студии, на заднем плане – две картины: на верхней обнимается обнаженная пара, на нижней – фигура, которая напоминает «Скорбь» Ван Гога.

Печальная мать – это прообраз матери Пикассо, которая с детства видела в Пабло гения и всегда восхищалась творчеством сына. Мужчина и грустная женщина слева – образ рода человеческого, они как будто вне времени и пространства.

Привлекает внимание загадочный жест мужчины в самом центре. По одной из версий, он напоминает элемент картины Корреджо «Не прикасайся ко мне» (ок. 1525 г.) и выражает отстранение художника от матери и освобождение от аудитории, которая была с ним не согласна и не разделяла его взглядов на современное искусство.

Корреджо. Не прикасайса ко мне (Noli me tangere) (фрагмент), ок. 1518 / Пабло Пикассо. Жизнь (фрагмент), 1903
Корреджо. Не прикасайса ко мне (Noli me tangere) (фрагмент), ок. 1518 / Пабло Пикассо. Жизнь (фрагмент), 1903

Женщина на заднем плане не смотрит на своего спутника, а увлечена всё тем же мужчиной в центре. На нижнем полотне в студии сжался человек. Любовь, одиночество, страдание – основные темы картины. Об этом размышляет Пикассо в те нелегкие годы.

Что скрывается на холсте под финальной версией

Картина написана поверх другого изображения. Рентгеновское сканирование открывает неожиданную композицию: человек с головой птицы и крыльями парит (или нападает?) над лежащей на земле обнаженной женщиной. Некоторые детали видны даже невооруженным глазом.

Мужская фигура слева напоминает Карлоса Касагемаса, но рентгеновское исследование показывает, что сначала был автопортрет, и только позднее Пикассо заменил его портретом друга.

Карлос Касагемас. Автопортрет, 1900 / Пабло Пикассо. Автопортрет, 1901
Карлос Касагемас. Автопортрет, 1900 / Пабло Пикассо. Автопортрет, 1901

Пикассо представлял себя главным героем, выбрал студию местом действия. «Жизнь» во многом автобиографична. Сомнения, тоска и одиночество переполняют автора во время работы над картиной, что отразилось на полотне в цвете, тягостной тишине и статичности фигур.

Понравилась статья? Подписывайтесь на канал и не забудьте поставить лайк!)

Почитайте о том, как поссорились Пикассо и Шагал

Или о том, как Пикассо объединил Сезанна, Африку и девиц из Авиньона