«Жизнь» (1903) признана величайшим творением «голубого периода» Пикассо. У картины сложный сюжет, который чаще всего трактуют с оглядкой на биографию автора. Композиция, персонажи, детали – всё имеет значение.
«Голубой период»
В 1901 году Пикассо узнает о самоубийстве близкого друга Карлоса Касагемаса. Начинается длительная депрессия: юный Пабло уезжает в Париж, снимает комнату, в которой жил Карлос и заводит роман с его бывшей возлюбленной. Отношения и чувства запутаны, смерть ощущается где-то совсем близко, переполняет чувство вины за то, что не спас друга. Так формируется фон «голубого периода»: меланхолия ложится на холст сине-зелеными тонами.
Пикассо погружается в синий цвет. Одиночество, боль, страх – главные слова этого жизненного этапа. Он попеременно живет во Франции и Испании: несколько раз безуспешно пытается завоевать Париж, но депрессия и нужда возвращают его в Барселону. За эти голодные и холодные годы он создаст сотни работ, которые будут признаны шедеврами современной живописи.
Сюжетные линии «Жизни»
В мае 1903 года в Барселоне появляется «Жизнь».
Обнаженные мужчина и женщина стоят перед матерью, которая держит на руках ребенка. Они в студии, на заднем плане – две картины: на верхней обнимается обнаженная пара, на нижней – фигура, которая напоминает «Скорбь» Ван Гога.
Печальная мать – это прообраз матери Пикассо, которая с детства видела в Пабло гения и всегда восхищалась творчеством сына. Мужчина и грустная женщина слева – образ рода человеческого, они как будто вне времени и пространства.
Привлекает внимание загадочный жест мужчины в самом центре. По одной из версий, он напоминает элемент картины Корреджо «Не прикасайся ко мне» (ок. 1525 г.) и выражает отстранение художника от матери и освобождение от аудитории, которая была с ним не согласна и не разделяла его взглядов на современное искусство.
Женщина на заднем плане не смотрит на своего спутника, а увлечена всё тем же мужчиной в центре. На нижнем полотне в студии сжался человек. Любовь, одиночество, страдание – основные темы картины. Об этом размышляет Пикассо в те нелегкие годы.
Что скрывается на холсте под финальной версией
Картина написана поверх другого изображения. Рентгеновское сканирование открывает неожиданную композицию: человек с головой птицы и крыльями парит (или нападает?) над лежащей на земле обнаженной женщиной. Некоторые детали видны даже невооруженным глазом.
Мужская фигура слева напоминает Карлоса Касагемаса, но рентгеновское исследование показывает, что сначала был автопортрет, и только позднее Пикассо заменил его портретом друга.
Пикассо представлял себя главным героем, выбрал студию местом действия. «Жизнь» во многом автобиографична. Сомнения, тоска и одиночество переполняют автора во время работы над картиной, что отразилось на полотне в цвете, тягостной тишине и статичности фигур.
Понравилась статья? Подписывайтесь на канал и не забудьте поставить лайк!)
Почитайте о том, как поссорились Пикассо и Шагал
Или о том, как Пикассо объединил Сезанна, Африку и девиц из Авиньона