Я открываю серию заметок, в материале которых буду давать практические советы по обращению с разными видами стрелкового вооружения. Я не планирую учить стрелять, этому можно научиться в любом стрелковом клубе или в армии. Я не планирую давать снайпинг, это сложная наука, которой нельзя овладеть дистанционно. Я не буду давать баллистику, работу с поправками, камуфляж, тактико-специальную подготовку или минно-подрывное дело. В этом блоке я буду давать только практические советы работы с оружием. Пока только так.
Почему я решил, что могу давать подобные советы? Потому, что принимал участие в трёх военных конфликтах и проходил службу, в той или иной мере, в пяти различных родах войск; отдельный отряд МП (морская пехота), танковая бригада, МСП (мото-стрелковый полк), ДШБ ВДВ и СпНаз ГРУ ГШ. Наверное, могу.
Почему я решил, что это нужно? Потому, что, судя по всему, ничего не изменилось в воинских наставлениях и ребята продолжают совершать одни и те же типичные ошибки. Помимо прочего, я дам секреты работы со специальными системами вооружений, которым вообще уделяют минимум внимания и, в лучшем случае, дадут пару раз выстрелить на полигоне.
Итак, армейские "полевые" снайперские винтовки СВД, бесшумные СВУ и ВСС. Неоднократно слышал от бойцов "инфильтрационных" подразделений, как они выявляют боевиков из общей массы "беженцев", "мирного населения" и прочих "поваров-писарей". Следы от прикладов оружия, мозоли на подушечке указательного пальца и синяки под глазами от удара снайперских прицелов.
Поговорим об этих ошибках. При работе с винтовками Драгунова, "Винторез" пока не трогаем, основное неудобство доставляет достаточно приличная отдача. И работать с нею просто не учат. Да, заказывают отдельные плечевые амортизаторы-демпферы, но эти "прокладки" снижают точность из-за нарушения эргономики прикладки. Мелочь, не имеющая значения на полигоне и стрельбище, но во время боя даже лишние 10-15% снижения точности боя, может привести к поражению стрелка. Ибо, не следует забывать, что на поле боя снайпер - цель № 1 на поражение, на которую не жалеют ни танкового выстрела, ни полного пакета зарядов РСЗО. Помните об этом всегда.
Однако, у отсутствия работы с отдачей есть причина. Ещё во время обучения правильной техники выстрела, основной упор делается на состоянии мышечной группы кисти в целом и указательного пальца в частности. Здесь не сложно запомнить. Расслабленный палец, твёрдая кисть, расслабленное плечо. Вот тут и закладывается ошибка применения плеча. Да, плечо должно быть расслаблено для гашения энергии отдачи оружия, НО оно должно быть достаточно твёрдым для обеспечения отсутствия зазоров между плечом и прикладом. Смотрите, на практике, перед выстрелом, после предварительного наведения на цель, должно быть произведено дожатие оружия к плечу, с усилием, затем этап фиксации цели одновременно с дыханием и выстрел. Во время выстрела плечо упруго идёт назад и так же упруго возвращается обратно. В этом случае и потеря цели будет минимальна по отклонению линии прицеливания. Т.е., стрелок может позволить себе произвести ещё один выстрел до ухода с позиции. Два результативных выстрела в 1,5 секунды. Это очень хороший показатель для стрельбы из "полуавтомата"для малой дальности 300-350м. Особенно важно применять предварительное дожатие приклада при стрельбе патроном "Экстра". Этот снайперский патрон применяется для высокоточной стрельбы на дальние дистанции и отличен, в том числе, увеличенной навеской пороха, что приводит к весьма чувствительной отдаче. Если применять этот приём постоянно, то про синяки на плечах можно забыть.
Про синяки под глазами. Честно сказать - ни уму, ни сердцу. Их зарабатывают неопытные стрелки, которые просто научились стрелять, но особенностей работы с оптическими прицелами не знают. А это говорит о том, что снайперскую винтовку берут все кому ни лень, без малейшего представления о реалиях работы с ней. А это не компьютерная игра, где путя всегда летит прямо в цель и не видео, где в прицел можно рассмотреть прыщик на носу. Это объективно не так. Чем выше кратность линз прицела (увеличение), тем сложнее удерживать цель в поле прицеливания. Рабочая кратность прицела ПСО-1, рабочий дневной прицел для СВД, равняется 4. А теперь просто представьте, что при наведении на цель, которая расположена на рабочей дистанции в 400 метров, в прицеле она будет видна как на дистанции 100 метров. На такой дальности, во время активных тактических перемещений групп, нет смысла работать в голову. Для наиболее эффективного поражения цели следует работать по корпусу. Тем более, что поражение боеприпасом СВД гарантирован выход из строя бойца противника, вне зависимости от точки попадания. Особенность в том, что цель получает поражение не столько раневым каналом с обильным кровотечением, сколько гидроударом при попадании. Чаще всего именно он вызывает гибель от болевого шока, даже при проходе пули по безопасному каналу, не задевая органы. Именно поэтому, опытные бойцы выбирают стрелковое оружие калибром 7,62 - АКМ или АК-47 или, например, 9 мм ВАЛ или ВСС. Более тяжёлая пуля более результативна при попадании, хоть и менее результативна в части точности.
У снайперского прицела ПСО-1, грубо говоря, оптимальное расстояние от линзы до глаза стрелка - 68 мм. Помимо затенения, наглазник так же выполняет роль демпфера длиной 68 мм. На этом расстоянии линзы от глаза обеспечивается максимальная точность прицеливания, её адекватность. Неопытный стрелок, пытаясь избежать естественных помех в виде полумесяцев (особенность работы линз прицела), приближает глаз к самой линзе. В этом случае полумесяцы, на самом деле помогающие вывести оптимальную линию прицеливания, исчезают. Вот только во время выстрела, да ещё и с "разболтанным" плечом, корпус трубки прицела мощно долбит в глаз, ибо, нехер. Об этой особенности снайперам рассказывают чуть не на первом теоретическом занятии по работе с оптикой. Судите сами, кто светит синяками, снайпер или победитель районных соревнований по стрельбе из пневматической винтовки "Мурка"?
Про мозоли на подушечках пальцев. Это мне не понятно. Это же сколько нужно стрелять, чтобы мозоли появились? Снайпер не стреляет, если не видит цель. Снайперские выстрелы редки и избирательны. Если снайпер для поражения одной цели расстреливает цинк патронов, то он не снайпер, а пулемётчик. Обычный БК снайпера - 250-350 патронов разной спецификации. Нормальный КПД, при этом - 230-320 попаданий. Т.е. этот БК не рассчитан на один бой. Ситуации, при которых снайпер тратит все патроны и ему не хватает до завершения боестолкновения - чрезвычайно редки. Либо, снайпер - пулемётчик и ему нужно ещё долго учиться. Отсюда, у снайперов нет такой особенности, как мозоли на пальцах.
В качестве завершения, скажу следующее. Стрелковое наставление от 1967 года, которое потом много раз переиздавалось без изменений, написано под модификацию СВД с шагом нарезки ствола в 320 мм и под обычный унитарный патрон. Современная СВД выполняется с шагом нарезки 240 мм и применяется с несколькими различными типами специального или снайперского патрона. Но, стрелковое наставление этих нюансов не учитывает. А потому и не совсем корректно отражает оптимальные приёмы работы с винтовкой.. Имейте это ввиду.