Найти тему
Олег Еверзов

Американский самолёт во дворе в Рыбацком! История лётчика-аса А.И. Покрышкина, ставшего Маршалом Авиации

Вчера совершенно случайно оказался во дворе дома номер 24 по Шлиссельбургскому проспекту в Санкт-Петербурге. Решил срезать путь к станции метро Рыбацкое. Наткнулся на такой самолёт, расположенный на детской площадке при школе номер 574.

Вроде как... самолёт и самолёт...

Но данный объект показался мне интересным в том плане, что, во-первых, сделан он в натуральную величину, во-вторых, исполнен таким образом, что издалека кажется металлическим (хотя по факту деревянный), и, в третьих, он не не советский, а иностранный.

Всё это и привлекло моё внимание.

-2

В интернете информации о том, когда именно (в какой день) он здесь появился и кто был инициатором установки данного экспоната, к сожалению, нет... Но на одном из форумов я прочитал, что это макет американского самолета "Bell P-39 Airacobra", который был подарен школе номер 574 в 2020 году (ориентировочно).

И всего за два года эксплуатации пришёл в весьма печальное состояние.

-3

Почему же школе был подарен макет именно иностранного самолёта? Американского. Дело в том, что данная машина в период Великой Отечественной войны поставлялась Советскому Союзу по ленд-лизу.

Ленд-лиз (от англ. lend — давать взаймы и lease — сдавать в аренду, внаём) — государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки поставляли своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие, медицинское оборудование и лекарства, стратегическое сырьё, включая нефтепродукты.

И на этом самолёте летали наши лётчики. Самым известным пилотом был А.И. Покрышкин. В народе даже ходила фраза "Аэрокобра аса Покрышкина". Его самолёт был украшен цифрой "100". Именно она и нарисована на корпусе макета самолёта, который находится во дворе школы.

-4

Поговорим же немного о пилоте-асе Покрышкине!

Александр Иванович Покрышкин родился в 1913 году в Новониколаевске (Новосибирске) в семье бедных переселенцев.

После окончания авиашколы он стал авиатехником. Затем, пройдя обучение в Качинском училище летчиков, был направлен для прохождения службы в район города Бельцы.

В результате постоянных тренировок Покрышкин смог войти в число лучших снайперов своего полка. С самого начала руководство чувствовало, что он особенный пилот. Покрышкин намеренно тренировал опасные резкие правые манёвры, став в результате асом своего дела!

-5

Трагический казус

Но боевые вылеты начались не с подвигов.... Однако, сразу отмечу - это не сломило дух Покрышкина!
Свой первый самолет Александр Покрышкин сбил уже 22 июня 1941 года (первый день войны - в этот день немцы подвергли бомбардировке его аэродром).
К сожалению, сбитая им машина оказалась своим же ближним бомбардировщиком Су-2. Бомбардировщик приземлился на фюзеляж в поле, его пилот выжил, но штурман Семёнов погиб.
Отмечу, что такие случае с нашими лётчиками случались неоднократно - в период военных действий всякое бывает... к сожалению!
Но Покрышкину повезло тогда по той причине, что в первые дни войны было много хаоса и сумбура, поэтому он, как принято говорить, "отделался лёгким испугом". Начальство сделало ему лишь выговор.

-6

Через несколько дней Покрышкин сбил первый немецкий истребитель Bf.109.

Во время своих дальнейших полётов, несмотря на указания начальства в бои не вступать, Покрышкин постоянно в них участвовал (даже во время обычной разведки, когда проведения боя не требовалось), так как он не желал возвращаться на аэродром с полным боекомплектом.

Машину Покрышкина расстреливали не один раз (иногда он чудом выживал). Также его самолёт и сбивали.

В один из полетов при атаке понтонного моста через реку Прут его сбила зенитная артиллерия. Лётчик спланировал в лес и потерял сознание. Спустя 3-е суток он дошёл через линию фронта до своего аэродрома.

Фото с сайта topwar.ru
Фото с сайта topwar.ru

Весной 1943 года его полк получил новые, более маневренные, американские истребители Р-39 «Аэрокобра».

Цитата Покрышкина: «Ищи противника! Не он тебя, а ты его должен обнаружить. Инициатива и внезапность – вот слагаемые победы! Маневрируй так, чтобы обмануть, перехитрить врага. Атакуй смело, решительно! Если не сбил – сорви его замысел. Этим ты уже достигнешь многого!»

По официальным данным в небе над Кубанью на "Аэрокобре" Александр Покрышкин сбил 16 немецких самолетов (в том числе 4 Мессершмитта).

-8

Во время боёв Покрышкин придумал новаторский для того времени боевой порядок, получивший название «Кубанская этажерка»! Также он внедрил и многие другие элементы воздушного боя.

24 мая 1943 года Покрышкину присвоили звание Героя Советского Союза. К этому моменту он сбил уже 25 немецких самолетов. Через 3 месяца ему вручили вторую Звезду Героя.

После чего он сбил еще 18 «Юнкерсов».

В ноябре 1943 года с помощью внедрения своей очередной новой техники ведения воздушного боя Покрышкин уничтожил 6 немецких транспортных самолётов, 5 из которых упали в Чёрное море (это были «Юнкерсы»).

-9

В феврале 1944 года Покрышкина перевели на командную работу "на землю". Количество полётов резко сократили. Это было связано с тем, что знания этого человека были очень нужны стране и потерять его в небе никто не хотел. Надо было готовить молодых лётчиков и передавать им свои ценные знания!

В августе 1944 года Покрышкина наградили третьей Золотой Звездой Героя Советского Союза!

-10

После окончания войны он освоил реактивные истребители. Самое главное и ценное - он научил лётчиков не боятся их! Одним из первых начал летать на МиГ-9.

В заключении подведу итог и расширенно отвечу на вопрос, почему же именно эта модель самолёта (Аэрокобра) лежит во дворе в Рыбацком? Всё просто!

В конце Великой Отечественной войны американские истребители Р-39N и Р-39Q являлись основными истребителями, которые СССР получал по ленд-лизу.
Всего СССР получил 4952 истребителя из 9584 произведенных машин.
И вот на истребителе Р-39N «Airacobra» с бортовым №100 и закончил войну Александр Иванович Покрышкин, о котором я рассказал более-менее подробно в этой заметке.
Покрышкин совершил 650 боевых вылетов, провёл 156 воздушных боёв и сбил 59 вражеских самолётов.
Но многие эксперты считают, что цифра сбитых самолётов должна быть больше. Это связано с тем, что Покрышкин часто записывал свои победы на ведомых в группе, а не на себя.

-11

В 1972 году Покрышкин стал Маршалом Авиации!

Скончался 13 ноября 1985 года в Москве на 73-м году жизни. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Маршал авиации Александр Покрышкин (слева), маршал Советского Союза Георгий Жуков (в центре) и генерал-полковник авиации Иван Кожедуб © Сергей Лоскутов/РИА Новости
Маршал авиации Александр Покрышкин (слева), маршал Советского Союза Георгий Жуков (в центре) и генерал-полковник авиации Иван Кожедуб © Сергей Лоскутов/РИА Новости

Самолёт же модели «Аэрокобра» является первой серийной машиной фирмы «Белл Эркрафт Корпорэйшн» (Буффало, Нью-Йорк, США). В разработке принимали участие: Лоуренс Д. Белл — глава фирмы, Роберт Д. Вудс — главный конструктор, его помощник — Гарланд М. Пойер.

-13

Такие вот занимательные и познавательные истории может нам поведать всего лишь полуразрушенный макет самолёта, расположенный во вдоре обычной школы в Рыбацком!

-14

Вопрос к вам!

Знает ли кто-то из вас в каком музее Петербурга (или Ленинградской области) есть экспозиция, посвящённая Покрышкину? А может быть в Северной столице есть малоизвестный памятник, посвящённый ему? Я бы посетил!

Столько музеев обошёл, но нигде не встретился с фамилией этого человека! Странно... Возможно ли такое, что в Петербурге нет мест, связанных с Покрышкиным, которого считают лучшим лётчиком Второй Мировой войны?

-15

Адрес: Шлиссельбургский проспект, д. 24к2

Координаты: 59.836024, 30.512235

По теме лётчиков-асов

По теме больших арт-объектов во дворах

Если вам интересно узнавать о подобных местах, то ставьте лайки и пишите о том, про что хотели бы почитать ещё! Рассказывайте друзьям о моём блоге! Подписывайтесь на канал!

Впереди будет много интересного со схемами, картами и координатами!