Найти тему
Олег Еверзов

"Петля Нестерова", "Перелёт Нестерова" и "Таран Нестерова". Большой памятник-мемориал выдающемуся лётчику в Нижнем Новгороде

На долю нашей страны в 20 веке выпало не одно военное столкновение. Однако, самое сложное время пришлось на период Великой Отечественной войны. Поэтому в городах России установлено так много памятников, посвящённых именно этому событию. В связи с чем, многочисленные памятные места военного времени у нас чаще всего ассоциируются с 1941 - 1945 годами.

Но есть в России монументы, связанные с другим периодом истории страны - с Первой мировой войной (28 июля 1914 года — 11 ноября 1918 года).

Один из таких посвящён русскому военному лётчику Петру Николаевичу Нестерову (1887 - 1914). Установлен в г. Нижний Новгород.

Авторы - народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР И. М. Рукавишников и заслуженный художник РСФСР А. И. Рукавишников, архитектор Ю. Н. Воскресенский. Открыт в  год 100-летия со дня рождения П.Н. Нестерова в 1987 году
Авторы - народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР И. М. Рукавишников и заслуженный художник РСФСР А. И. Рукавишников, архитектор Ю. Н. Воскресенский. Открыт в год 100-летия со дня рождения П.Н. Нестерова в 1987 году

С именем лётчика связаны три исторических факта.

  • Первая в мире "Мёртвая петля" - "Петля Нестерова" (до Первой Мировой войны - 27 августа (9 сентября) 1913 года).
  • Первый в истории нашей страны групповой полёт (до Первой Мировой войны - август 1913 года)
  • Первый в мире воздушный таран - "Таран Нестерова" (в Первую Мировую войну - 6 августа 1914 года).

Начнём с "Петли Нестерова" или "Мёртвой петли".

До недавнего времени я не интересовался в честь чего она была так названа, когда именно произошло это событие и кто был тем человеком, который исполнил эту фигуру высшего пилотажа впервые.

-2

Историческая справка.

Своё название - «мёртвая», петля получила из-за того, что её траектория была рассчитана только теоретически на бумаге и практически успешно ни разу не выполнялась.
Первые попытки выполнить эту фигуру пилотажа осуществлялись на заре авиации на самолётах, которые не выдерживали возникающих при этом перегрузок и разрушались, пилоты обычно не выживали.
Впервые в мире фигура была выполнена 27 августа (9 сентября) 1913 года в Киеве над Сырецким полем лётчиком П. Н. Нестеровым на моноплане Ньюпор-4 (Nieuport IV.G) с двигателем «Гном Gamma» в 70 лошадиных сил.

Вот он! Стоит на Верхне-Волжской набережной в Нижнем Новгороде перед сквером имени Нестерова.

-3

Причём лётчик умышленно не был пристёгнут, но благодаря точному расчёту прижимной силы ему удалось не выпасть из самолёта и удачно совершить фигуру высшего пилотажа.

-4

Фигура представляет собой замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Петля называется «правильной», если все точки её траектории лежат в одной вертикальной плоскости. Выглядит она вот так.

-5

Киевским обществом воздухоплавания П.Н. Нестерову была присуждена золотая медаль. Тем не менее военное начальство было категорически против исполнения жизненно опасной «мертвой петли». Сам же лётчик был уверен, что «фигурные полеты – это школа летчика», и, несмотря на запрет, 31 марта 1914 года Нестеров повторил «мертвую петлю».

-6

Перейдём с вами ко второму пункту, о котором рассказываем нижегородский мемориал - групповым полётам Нестерова.

Нестеров был одним из основоположников ночных полетов. В августе 1913 года он совершил групповой перелёт в составе трёх самолетов по маршруту Киев – Остер – Козелец – Киев, во время которого впервые в истории авиации проводилась маршрутная киносъемка.

В первой половине 1914 года он осуществил два рекордных перелёта: 1 марта за 3 часа 10 минут – по маршруту Киев – Одесса и 11 мая за 9 часов 35 минут – по маршруту Киев - Гатчина.

-7

В период Первой мировой войны на фронте Нестеров продолжал проверять другие идеи высшего пилотажа.

Например, мысль о возможности воздушного боя, который был бы неизбежен из-за отсутствия вооружения на самолете, он усматривал в таране (причём с ударом в самолёт противника сверху с помощью колёс своего самолёта - то есть с благополучным исходом для себя).

Об этом историческом факте, "Таране Нестерова", нам также рассказывается мемориал в Нижнем Новгороде.

6 августа 1914 года Нестеров подо Львовом совершил подвиг – протаранил на своём самолете «Моран» австро-венгерский самолет «Альбатрос» (готовившийся к сбросу бомб), в котором находились пилот Франц Малина и пилот-наблюдатель барон Фридрих фон Розенталь. Это был первый воздушный таран в мире.

-8

Все пилоты, в том числе Нестеров, погибли. Похоронили героя, которому было 27 лет, 31 августа 1914 в Киеве на Аскольдовой могиле в присутствии огромного количества людей. Спустя время могилу Нестерова перенесли на Лукьяновское кладбище.

-9

В 1980 году на месте гибели был построен мемориал памяти героя-авиатора.

-10

Через семь месяцев после гибели Петра, в марте 1915 года, версия Нестерова о благополучном исходе воздушного тарана была подтверждена поручиком А. А. Казаковым, который применил опыт великого лётчика в своём бою и после удачной атаки противника благополучно возвратился на аэродром.

-11

Такова история довольно редкого воинского мемориала, который находится в Нижнем Новгороде!

-12

Кстати говоря, под Петербургом близ посёлка Рахья тоже есть памятник тарану. Находится в очень неудобном месте, куда надо идти порядка 1 часа по песчаной дороге.

-13

Это памятный знак на месте гибели лётчика А.Т. Севастьянова, прославившегося тем, что в 1941 году он совершил успешный ночной таран немецкого самолёта в небе над Ленинградом (погиб 23 апреля 1942 года в этом месте)

-14

Адрес: коттеджный посёлок Гладкое-Рахья, Рахьинское городское поселение, Всеволожский район, Ленинградская область, Россия

Координаты: 60.066794, 30.826062

А это данные мемориала в Нижнем Новгороде.

Адрес: сквер им. Нестерова

Координаты: 56.328564, 44.019107

Если вам интересно узнавать о подобных местах, то ставьте лайки (чтобы я знал о ваших желаниях) и пишите о том, что хотели бы узнать ещё! Рассказывайте друзьям о моём блоге! Подписывайтесь на канал!

-15

Впереди будет много интересного со схемами, картами и координатами!