На долю нашей страны в 20 веке выпало не одно военное столкновение. Однако, самое сложное время пришлось на период Великой Отечественной войны. Поэтому в городах России установлено так много памятников, посвящённых именно этому событию. В связи с чем, многочисленные памятные места военного времени у нас чаще всего ассоциируются с 1941 - 1945 годами.
Но есть в России монументы, связанные с другим периодом истории страны - с Первой мировой войной (28 июля 1914 года — 11 ноября 1918 года).
Один из таких посвящён русскому военному лётчику Петру Николаевичу Нестерову (1887 - 1914). Установлен в г. Нижний Новгород.
С именем лётчика связаны три исторических факта.
- Первая в мире "Мёртвая петля" - "Петля Нестерова" (до Первой Мировой войны - 27 августа (9 сентября) 1913 года).
- Первый в истории нашей страны групповой полёт (до Первой Мировой войны - август 1913 года)
- Первый в мире воздушный таран - "Таран Нестерова" (в Первую Мировую войну - 6 августа 1914 года).
Начнём с "Петли Нестерова" или "Мёртвой петли".
До недавнего времени я не интересовался в честь чего она была так названа, когда именно произошло это событие и кто был тем человеком, который исполнил эту фигуру высшего пилотажа впервые.
Историческая справка.
Своё название - «мёртвая», петля получила из-за того, что её траектория была рассчитана только теоретически на бумаге и практически успешно ни разу не выполнялась.
Первые попытки выполнить эту фигуру пилотажа осуществлялись на заре авиации на самолётах, которые не выдерживали возникающих при этом перегрузок и разрушались, пилоты обычно не выживали.
Впервые в мире фигура была выполнена 27 августа (9 сентября) 1913 года в Киеве над Сырецким полем лётчиком П. Н. Нестеровым на моноплане Ньюпор-4 (Nieuport IV.G) с двигателем «Гном Gamma» в 70 лошадиных сил.
Вот он! Стоит на Верхне-Волжской набережной в Нижнем Новгороде перед сквером имени Нестерова.
Причём лётчик умышленно не был пристёгнут, но благодаря точному расчёту прижимной силы ему удалось не выпасть из самолёта и удачно совершить фигуру высшего пилотажа.
Фигура представляет собой замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Петля называется «правильной», если все точки её траектории лежат в одной вертикальной плоскости. Выглядит она вот так.
Киевским обществом воздухоплавания П.Н. Нестерову была присуждена золотая медаль. Тем не менее военное начальство было категорически против исполнения жизненно опасной «мертвой петли». Сам же лётчик был уверен, что «фигурные полеты – это школа летчика», и, несмотря на запрет, 31 марта 1914 года Нестеров повторил «мертвую петлю».
Перейдём с вами ко второму пункту, о котором рассказываем нижегородский мемориал - групповым полётам Нестерова.
Нестеров был одним из основоположников ночных полетов. В августе 1913 года он совершил групповой перелёт в составе трёх самолетов по маршруту Киев – Остер – Козелец – Киев, во время которого впервые в истории авиации проводилась маршрутная киносъемка.
В первой половине 1914 года он осуществил два рекордных перелёта: 1 марта за 3 часа 10 минут – по маршруту Киев – Одесса и 11 мая за 9 часов 35 минут – по маршруту Киев - Гатчина.
В период Первой мировой войны на фронте Нестеров продолжал проверять другие идеи высшего пилотажа.
Например, мысль о возможности воздушного боя, который был бы неизбежен из-за отсутствия вооружения на самолете, он усматривал в таране (причём с ударом в самолёт противника сверху с помощью колёс своего самолёта - то есть с благополучным исходом для себя).
Об этом историческом факте, "Таране Нестерова", нам также рассказывается мемориал в Нижнем Новгороде.
6 августа 1914 года Нестеров подо Львовом совершил подвиг – протаранил на своём самолете «Моран» австро-венгерский самолет «Альбатрос» (готовившийся к сбросу бомб), в котором находились пилот Франц Малина и пилот-наблюдатель барон Фридрих фон Розенталь. Это был первый воздушный таран в мире.
Все пилоты, в том числе Нестеров, погибли. Похоронили героя, которому было 27 лет, 31 августа 1914 в Киеве на Аскольдовой могиле в присутствии огромного количества людей. Спустя время могилу Нестерова перенесли на Лукьяновское кладбище.
В 1980 году на месте гибели был построен мемориал памяти героя-авиатора.
Через семь месяцев после гибели Петра, в марте 1915 года, версия Нестерова о благополучном исходе воздушного тарана была подтверждена поручиком А. А. Казаковым, который применил опыт великого лётчика в своём бою и после удачной атаки противника благополучно возвратился на аэродром.
Такова история довольно редкого воинского мемориала, который находится в Нижнем Новгороде!
Кстати говоря, под Петербургом близ посёлка Рахья тоже есть памятник тарану. Находится в очень неудобном месте, куда надо идти порядка 1 часа по песчаной дороге.
Это памятный знак на месте гибели лётчика А.Т. Севастьянова, прославившегося тем, что в 1941 году он совершил успешный ночной таран немецкого самолёта в небе над Ленинградом (погиб 23 апреля 1942 года в этом месте)
Адрес: коттеджный посёлок Гладкое-Рахья, Рахьинское городское поселение, Всеволожский район, Ленинградская область, Россия
Координаты: 60.066794, 30.826062
А это данные мемориала в Нижнем Новгороде.
Адрес: сквер им. Нестерова
Координаты: 56.328564, 44.019107
Если вам интересно узнавать о подобных местах, то ставьте лайки (чтобы я знал о ваших желаниях) и пишите о том, что хотели бы узнать ещё! Рассказывайте друзьям о моём блоге! Подписывайтесь на канал!
Впереди будет много интересного со схемами, картами и координатами!