Найти тему

(НЕ)законные комиссии и лимиты #tinkoff по #swift

Клиенты банка Тинькофф жалуются на то, что банк в одностороннем порядке за один день изменил условия переводов через свифт: минимальная сумма перевод $20к и комиссия 3% (не не меньше 200$). Жестко. Клиенты недовольны.

❓Давайте посмотрим насколько это законно и что российские суды говорят по аналогичным вопросам:

В Определении от 23 марта № 33-КГ20-6-К3 Верховный Суд указал на недопустимость одностороннего изменения условий договора финансовой организацией, даже если гражданин согласился на это в договоре.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 23 февраля 1999 г. № 4-П суд отметил, что гражданин является экономически слабой стороной и нуждается в особой защите своих прав, что влечет необходимость ограничить свободу договора для другой стороны (в т.ч. для банков)

В силу абз. 2 и 3 п. 10 Постановления Пленума ВС от 22 ноября 2016 г. № 54 Предоставление договором права на одностороннее изменение его условий в отношении потребителя допустимо только в случаях, специально установленных законом или иными правовыми актами (абз. 2 п. 2 ст. 310 ГК).

Договор банка являлся типовым, с заранее определенными условиями, а потребитель как сторона договора лишен возможности влиять на его содержание. Одностороннее изменение банком договорных условий ущемляет гарантированные законом права потребителя, а потому является ничтожным (п. 2 ст. 168 ГК, п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей).

Аналогичную позицию Судебная коллегия по гражданским делам ВС уже указывала в том числе в Определении от 14 апреля 2020 г. по делу № 80-КГ20-1.

Таким образом, одностороннее изменение банком условий уже заключенного договора ущемляет гарантированные законом права потребителя, а потому является ничтожным (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 16 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Так что в скором времени банк может ждать целую кучу исков от потребителей.

Кстати, и бизнесу есть за что зацепиться в этом деле. Банк внес изменения одним днем. Некоторые предприниматели жалуются, что даже вернулись платежи, которые ушли до опубликования изменений. А вот в условиях банковского обслуживания Тинькофф есть п.5.2, где указано, что изменения условий договора вступают в силу и становятся обязательными на следующий день после даты опубликования информации. Так что слишком быстрые отказы и возвраты отправленных переводов также могут стать основанием для претензий к банку.