Найти в Дзене
Переулки истории

Как был захвачен Наполеон после битвы при Ватерлоо

Он не был взят в плен; он сдался добровольно.

Примерно в 7:30 вечера в воскресенье, 18 июня 1815 года, Наполеон приказал своей армии начать последнее, отчаянное наступление на англо-союзные войска, которые стояли между ним и городом Ватерлоо. Его целью было прорвать оборону Веллингтона до того, как растущее давление со стороны прусских войск, прибывающих на поле боя на его правом фланге, станет слишком сильным, чтобы выдержать его.

Император лично ехал рядом со своей императорской гвардией, пока ее оркестр играл патриотические мелодии, пока он не оказался примерно в 500 метрах от британских позиций. Затем он отправил их восвояси и поехал обратно на юг, чтобы дождаться результатов своей атаки.

Это был полный провал.

Французские войска, включая ранее непобедимую гвардию, были отброшены в беспорядке. Их отступление посеяло панику среди остальной армии, и вскоре почти все они (за известным исключением подразделения под командованием маршала Камбронна) сломя голову бежали с поля боя.

Сам Наполеон поспешно покинул город в сопровождении горстки спутников и двенадцати конных улан в качестве эскорта. Он поехал на юг, в Катр-Бра, где надеялся найти больше войск, которые можно было бы собрать, но их тоже было мало. Поэтому император и его эскорт ехали на юг всю ночь, достигнув Филиппвиля к 9:00 утра на следующее утро, проехав 60 км за двенадцать часов.

Два дня спустя, 21 июня, Наполеон вернулся в Париж. Он надеялся собрать еще одну армию, собрав все войска, оставшиеся где-либо во Франции: но вскоре он увидел, что это бесполезно. Палата депутатов была настроена к нему враждебно; его ранее самые преданные сторонники, включая Нея и Даву, выступили против него. 23 июня Наполеон отрекся от престола, и Жозеф Фуше, министр полиции, стал главой нового временного правительства.

Наполеон снова покинул Париж 29 июня, всего за четыре дня до того, как союзные войска под командованием Веллингтона и Блюхера заняли город. Он направился в порт Рошфор на западе Франции, и два фрегата французского флота были приведены в боевую готовность, чтобы помочь ему бежать из страны. Однако британская эскадра блокады, патрулирующая за пределами порта, сделала бы это проблематичным.

Брат Наполеона Жозеф Бонапарт, бывший король Испании, также прибыл в Рошфор, и были составлены планы побега их двоих в Соединенные Штаты. Соратники Наполеона разрабатывали различные схемы, чтобы провести бывшего императора мимо британских патрулей, в том числе спрятать его в бочке. Джозеф также лояльно предложил замаскироваться под своего брата и выступить на публике, чтобы привлечь внимание людей, в то время как Наполеон сбежал, переодевшись своим собственным.

Наполеона, однако, не интересовали эти планы побега, и он отверг все идеи. Он утверждал, что предпочел бы сдаться с честью и оказаться под защитой своих похитителей, а не пытаться улизнуть и рисковать быть пойманным и вытащенным из своего укрытия с позором. Однако он дал свое благословение Джозефу на попытку побега.

Соответственно, Жозеф Бонапарт поднялся на борт торгового судна под вымышленным именем Бушар. Корабль был остановлен и обыскан британскими патрулями не менее трех раз, но им не удалось обнаружить беглого экс-короля; и он прибыл в Нью-Йорк 15 июля. Следующие 17 лет он прожил в Соединенных Штатах, поначалу зарабатывая на жизнь продажей драгоценностей испанской короны, и стал популярной фигурой в американском высшем обществе.

Однако что касается Наполеона, то он выполнил свое решение сдаться союзникам. Похоже, он решил сдаться именно англичанам, потому что верил, что они будут относиться к нему лучше, чем пруссаки или австрийцы.

10 июля небольшое французское судно под флагом перемирия приблизилось к британскому линейному кораблю HMS Bellerophon (74), главному кораблю блокадной эскадры Рошфора. На борту находились два высокопоставленных посланника бывшего императора, и они сообщили капитану Мейтленду с "Беллерофонта", что Наполеон рассматривает возможность капитуляции и желает обсудить условия. Они спросили, готовы ли британцы позволить ему открыто поехать в США, но Мейтленд сообщил им, что у него есть приказ от своего правительства не допускать этого. Он, однако, отвезет императора в Британию.

Наполеон обдумал это и в конце концов согласился на эти условия. В 7.00 вечера 14 июля его посланник, граф де лас Касас, вернулся на "Беллерофонт" с письмом, в котором говорилось, что Наполеон сдастся британцам на следующее утро.

Поэтому на рассвете 15 июля Наполеон поднялся на борт брига "Эпервье" и отправился навстречу британской блокадной эскадре. Капитан Мейтленд отправил одну из шлюпок своего корабля, чтобы встретить французский корабль и забрать бывшего императора. Наполеон поднялся на борт британского линкора около 6:30 утра и был встречен часовыми Королевской морской пехоты. Его сопроводили на квартердек корабля, где он снял шляпу перед капитаном и сказал ему,

Je viens me mettre sous la protection de votre prince et de vos lois(Я пришел, чтобы поставить себя под защиту вашего принца и ваших законов)

Мейтланд поклонился в ответ. Чуть менее месяца спустя после битвы при Ватерлоо Наполеон сдался британскому королевскому флоту.

Мейтланд уступил бывшему императору свою капитанскую каюту и пригласил его в тот же вечер поужинать со своими офицерами. На следующий день он отправился обратно в Англию, в 8-дневное путешествие.

Однако, когда "Беллерофонт" прибыл в порт, Адмиралтейство приказало Мейтленду не позволять Наполеону сходить на берег, а также не пускать на борт корабля никого другого, пока правительство не решит, что с ним делать. В конце июля, после двух недель в подвешенном состоянии, было принято решение: Наполеон должен был быть отправлен в ссылку на остров Святой Елены. Это его горько разочаровало; остров Святой Елены был еще хуже, чем Эльба, и он ожидал, что ему разрешат жить в изгнании в Британии.

7 августа "Наполеон" перешел с "Беллерофонта" на другой корабль, HMS Northumberland, для длительного плавания в Южную Атлантику. Он ступил на остров Святой Елены 15 октября, ровно через три месяца после того, как в последний раз ступал по суше, вернувшись во Францию.