Когда от компании больше убытков, чем прибыли — некоторых владельцев это пугает настолько, что они могут всё бросить и отказаться от бизнеса. Другие же борются несмотря ни на что и вкладывают огромные суммы денег в бизнес, который никогда не взлетит.
В этой статье я расскажу, о причинах, по которым бизнес может стать убыточным и объясню как понять, нормально ли, что компания работает в минус или это показатель, что нужно закрываться.
Причина 1: компания только начинает свою деятельность
Новый бизнес всегда требует инвестиций, и пока вы вкладываете деньги — компания в минусе. Доходы не взлетают до небес в первые пару недель. Обычно они постепенно раскачиваются и растут понемногу. Например, вы открываете кафе. Вам нужно потратить несколько десятков тысяч долларов: купить оборудование, сделать ремонт, нанять персонал. При этом выручка первое время будет маленькая — о кафе ещё никто не знает, поэтому мало кто придёт.
То же самое было у меня, когда я открывал филиал в Нью-Йорке 6 лет назад. На протяжении 2 лет я только вкладывал в этот бизнес: переводил материалы, проводил эксперименты по предоставлению услуг, адаптировал наши методики под американскую действительность. Только через пару лет этот бизнес начал зарабатывать, и я получил прибыль.
Самое главное, когда открываете новую компанию — прямо на старте обозначить в бизнес-плане, когда вы начнёте получать прибыль и как будет происходить рост дохода. Потом, когда вы инвестируете деньги, очень внимательно следите за тем, как реализуется ваш план по доходу. Если вы держите его под контролем, то быстро пройдёте фазу убыточной компании и бизнес начнёт приносить вам деньги.
Причина 2: резкие перемены
Компания какое-то время нормально работает, а потом случается форс-мажор: падение рынка, карантин, помешали действия государственных органов. Тогда бизнес останавливается на неопределённый срок и не может нормально функционировать. Но в это время у компании по-прежнему остаются расходы: аренда, заработные платы и т. д.
Многие в такой ситуации сразу начинают сокращать персонал. Но это рискованно: найти замену эффективным сотрудникам, которые уже умеют работать в вашей команде — сложно и затратно. По оценкам западных специалистов, цикл увольнения и найма эквивалентен полугодовой зарплате работающего сотрудника.
Поэтому если большую часть ваших расходов составляет заработная плата — не горячитесь и не увольняйте сотрудников сразу. Намного дороже будет нанять новых.
Поймите, что за спадом следует отложенный спрос. И если в какой-то момент клиенты вернутся, а у вас не будет сотрудников, чтобы их обслужить — вы потеряете намного больше.
В таком случае всегда нужно иметь резервы или занимать деньги, если вы можете всё просчитать и понять, окупятся ли они. Дополнительно профинансируйте бизнес в тяжёлое время, чтобы в будущем вы могли выжить, обойти конкурентов и получить больше клиентов.
Причина 3: грубые ошибки в расчётах
Часто, когда компании подсчитывают прибыль, они делают это некорректно и не принимают во внимание важные статьи расходов. Например, они считают примитивно: «мы купили этот товар за 1 000 000, продали за 1 200 000, соответственно — 200 тысяч заработали».
Но в бизнесе есть оборудование, офисы и дорогостоящие активы, которые постоянно изнашиваются. Поэтому при подсчёте окупаемости бизнеса учитывайте и амортизацию оборудования.
Причина 4: ошибки в бизнес-плане
Я видел много бизнес-планов моих резидентов и во многих есть ошибки в расчётах. Например, человек не принимает во внимание, что заработная плата сотрудников должна стабильно расти, цена на аренду повысится, а затраты на маркетинг увеличатся в несколько раз.
Но существует инфляция, рост заработных плат и цен. И если вы в своей бизнес-модели закладываете заработные платы, которые не растут — у вас будут проблемы. Например, сотрудники после года работы у вас станут увольняться, если не поднять им ставку.
Расходы всегда растут и это нужно закладывать в бизнес-модель, тогда вы сможете видеть реальные цифры.
Причина 5: ошибки в подсчётах прибыли
Прибыль считается не из того, сколько денег и предоплат мы получили, а из ценности, товаров и услуг, которые мы предоставили фактически нашим клиентам. Например, если это строительная компания, то сколько мы закрыли актов, где клиент подписал документ, что он получил товар.
Правильный расчёт прибыли был бы таким: берём сумму товаров и услуг, на которую мы предоставили, и расходы связанные с тем, чтобы произвести такой объём продукта. При сравнении этих двух цифр мы увидим настоящую прибыль.
Когда растёт рынок и объём, от месяца к месяцу становится всё больше предоплат. Чем быстрее и динамичнее развивается рынок, тем больше иллюзия прибыли. Но как только он остановится — вы сразу упадёте в прибыли. Если в какой-то момент поток предоплат остановится, то обязательства убьют компанию, и она станет банкротом. За ней будут гоняться кредиторы и забирать активы за бесценок в качестве долга. Поэтому считайте прибыль не по предоплатам, а по количеству реально предоставленных товаров и услуг.
Выводы
Ваша компания может работать в минус по одной из 5 причин:
- Вы только начинаете свою деятельность;
- В мире произошли резкие перемены;
- Вы допустили грубую ошибку в расчётах;
- У вас есть ошибки в бизнес-плане;
- Вы неправильно считаете прибыль.