Бывают исторические деятели положительные и отрицательные. Но очень часто в целом положительные "персонажи" при ближайшем рассмотрении оказываются не такими белыми и пушистыми, как их принято представлять.
Вот, к примеру, Феофан Прокопович. Это горячий сподвижник Петра и активный участник его реформ. Несмотря на своё духовное звание, проповедовал материализм - в духе протестантских богословов того времени: то есть не отрицал существование бога как такового, но утверждал, что мир материален, а материя не появляется из ничего и никуда не исчезает. Вот вам и закон сохранения материи.
Феофан говорил о важности наук. Сам он был одним из самых образованных людей своего времени и прошёл обучение в нескольких европейских университетах. Он - один из первых русских драматургов и первый, скажем так, профессиональный сатирик: многие его сочинения посвящены высмеиванию старых порядков Московской Руси. Феофан - покровитель первых русских писателей и поэтов XVIII века - Кантемира и Тредиаковского.
Но есть в послужном списке этого разностороннего человека и такой пункт, о котором упоминают нечасто. Дело в том, что Феофан был, по сути, основателем политического сыска Российской империи и автором первых руководств по проведению пыток. Некоторые историки даже сравнивают его с Торквемадой - основателем испанской инквизиции.
Инструкции по воздействию на подсудимых "батюшка" писал обстоятельные. Справедливости ради нужно сказать, что они касались не только причинения страданий виновному: в них указывалось, по каким внешним признакам можно определить, лжёт подсудимый или говорит правду. Наблюдению подлежали мимика, голос и речь, выражение лица и т. д. Внимание к этим деталям позволяло избежать чрезмерного "пристрастия".
Инструкции "доброго батюшки" Прокоповича использовались работниками Тайной канцелярии, которые расследовали политические преступления.
Заинтересовались материалом? Подписывайтесь на канал! 😉
Ещё статьи этого автора:
- За словом "бог" хотят официально закрепить большую "Б"