А.А. Лиханов рассматривает вопрос о том, какие жизненные ценности формируются в детстве.
Автор от имени рассказчика предлагает читателю познакомиться с тем, как дети военной поры становились читателями библиотеки. Мужчина вспоминает, как он в числе второклассников записался в библиотеку. Их учительница открыла им «важную истину, согласно которой и мал и стар зависимы друг от дружки», и дети наравне с родителями отвечают за книги. Важно, чтобы с детства юные люди понимали связь с семьей как одну из главных жизненных ценностей.
Еще одним примером-иллюстрацией является воспоминание рассказчика о том, как учительница воспитывала в них ответственность – внушала «важную истину, согласно которой и мал и стар зависимы друг от дружки». Поэтому, чтобы не расстраивать родителей, дети должны были к книгам относиться бережно. Так второклассники познали еще одну жизненную ценность, которая заключалась в том, что человек, приобретая самостоятельность, должен нести еще и ответственность за свои поступки. Запись в библиотеку и бережное отношение к книгам – это жизненный экзамен на ответственность, которую надо разделить с родителями.
Оба примера объединены важной мыслью: уже в детстве должны формироваться такие нравственные заповеди, как связь с родителями и ответственность перед людьми.
Что же нужно ценить в жизни с детства? Связь с семьей. Каким человеком надо стараться стать? Ответственным – таким, который наравне со взрослым отвечает за свои поступки. Автор утверждает, что это и есть жизненные ценности, и они формируются с детства.
Я согласна с автором. Конечно же, вопрос о том, чтó в жизни имеет большое значение, важен для ребенка. К чему нужно стремиться? Каким быть? Что ценить? Известно, что жизненные ценности у каждого могут быть разными. Важно, чтобы материальные ценности не «перевешивали» нравственные. И поэтому необходимо воспитывать в детях понимание неразрывной связи с родителями и совместной ответственности наравне со взрослыми.
Итак, понимание ребенком нравственных принципов позволят ему обрести гармонию с самим собой и другими людьми. Ведь из молодого поколения должны сформироваться духовно сильные люди, имеющие нравственные ценности и верящие в их силу.
ТЕКСТ
В третью военную осень после уроков Анна Николаевна не отпустила нас по домам, а раздала узкие полоски бумаги, на которых под жирной фиолетовой печатью – всё честь по чести! – было написано, что такой-то или такая-то действительно учится во втором классе девятой начальной школы.
– Вот! С этой! Справкой! – разделяя слова, делая между ними паузы и, таким образом, не просто объясняя, а внушая, вдалбливая нам правило, которое требовалось запомнить, Анна Николаевна разъясняла и остальное. – И письменным! Поручительством! Мамы! Вы! Пойдёте! В детскую! Библиотеку! И запишетесь!
Детское ликование не остановить. Да и не нужно его останавливать, потому что это ведь стихия. Поэтому наша мудрая Анна Николаевна только улыбнулась, когда мы заорали на радостях, заколготились в своих партах, как в коробах, отошла в сторону, прислонилась к тёплой печке, прикрыла глаза и сложила руки калачиком.
Теперь самое время объяснить, отчего уж мы так возрадовались. Дело в том, что все мы давно уже научились читать – соответственно возрасту, конечно же, запросто разделывались с тонкими, ещё довоенными, клееными-переклееными книжечками, которые давала в классе Анна Николаевна, но вот в библиотеку нас не пускали, в библиотеку записывали почему-то лишь со второго класса. А кому в детстве не хочется быть постарше? Человек, который посещает библиотеку, – самостоятельный человек, и библиотека – заметный признак этой самостоятельности.
Постепенно мы утихли, угомонились, и Анна Николаевна снова стала объяснять.
– В письменном! Поручительстве! Мама должна написать! Что в случае! Потери! Книг! Она! Возместит! Утрату! В десятикратном! Размере!
– Теперь вы понимаете свою ответственность? – спросила она уже обыкновенным, спокойным голосом.
Можно было и не спрашивать. Без всякого сомнения, штраф за потерянную книжку в десятикратном размере выглядел чудовищным наказанием. Выходило, что книжки читать будем мы и терять, если доведётся, тоже будем их мы, а вот мамам придётся страдать из-за этого, будто мало им и так достаётся.
Да, мы росли в строгости военной поры. Но мы жили, как живут люди всегда, только с детства знали: там-то и там-то есть строгая черта, и Анна Николаевна просто предупреждала об этой черте. Внушала нам, второклассникам, важную истину, согласно которой и мал и стар зависимы друг от дружки, и коли ты забудешь об этом, забудешь о том, что книжку надо беречь, и потеряешь по рассеянности или ещё по какой другой, пусть даже уважительной причине, то маме твоей придётся отвечать за тебя, плакать, собирать по рублю деньги в десятикратном размере.
Повздыхав, зарубив себе на носу жестокий размер ответственности и ещё одно правило, по которому мама должна прийти сама вместе с тобой, захватив при этом паспорт, мы вылетели на волю, снова ликуя и толкаясь. (По А.А. Лиханову)
Лиханов Альберт Анатольевич (1935 -2021) – писатель, журналист, председатель Российского детского фонда.
У нас есть интересные тесты на канале Знать мир на пять. Проверяйте знания, постигайте новое, не останавливайтесь на достигнутом. Ведь мир безграничен и полон загадок и любит тех, кто стремится постичь неизвестное!
Тематика тестов:
Кто такой?
Что такое?
Разные темы
Литература
Русский язык
Ударение
Фразеологизмы
Автор мысли
Страны мира
География России
Женщины мира
О любви
Жизнь замечательных людей
Лишнее слово
Лишняя картинка
Животные
Овощи. Фрукты. Ягоды
Символы. Знаки
Танцы
Цветы
Пословицы
Загадки