«Да ладно, летом и без отопления нормально, а к зиме разберемся», — мог бы сказать среднестатистический европеец, но он так не скажет.
Спецоперация на Украине имеет колоссальное количество последствий. Рост цен на энергоносители — очевидное (Бельгия уже и пиво в стекле производить скоро не сможет). Кризис в бизнесе и рост безработицы — (невероятное) логичное следствие. Теперь промышленные затраты на энергию в Европе стремительно растут, что ограничивает возможности производителей конкурировать на мировом рынке. Ряд фабрик не выдерживает конкуренции с ближневосточными и американскими компаниями, поскольку для них цены на топливо значительно ниже, чем для потребителей из Европы. Заводы изо всех сил пытаются найти альтернативу российским энергоносителям, опасаясь, что газ внезапно закончится. Опасения были небезосновательны — так, сегодня была остановлена ещё одна газотурбина Siemens, и объём поставляемого газа уменьшился (На кизяках можно топить, еще и экологию поддержат. Про Шри-Ланку мы уже писали)
Что дальше? Остановки производств и, как следствие, рост безработицы.
Мы уверены, что вы и так это знаете, но все же обозначим важный момент. Безработица имеет серьёзные последствия для государства: отклонение фактического ВВП от потенциального, сокращение доходной части бюджета в результате уменьшения налоговых поступлений и рост трат на пособия. (Ждем, что пособия для безработных немцев могут отличаться от пособий остальным). Последствия для граждан тоже не похожи на радужных единорогов — снижение доходов и уровня жизни, потеря квалификации из-за простоя и другие проблемы.
До спецоперации безработица в Европе процветала там, где условия так и шепчут побольше отдыхать: в Греции, Италии, на Кипре и в Испании (ну жарко, товарищи…).Однако в свете последних новостей — рост незанятых людей ожидается и в Германии из-за закрытия заводов и производств.
Что там с цифрами?
На графике видно, как менялся уровень безработицы в Европе с 2000 по 2021.
В феврале 2008 года люди трудились изо всех сил. Там мы видим самый низкий показатель безработицы, и вроде ничего не предвещало беды. Однако далее последовал небольшой рост (ведь в мире нет ничего статичного), и на время после кризиса 2008 года пришёлся мощный упадок рынка труда. Так рост безработицы скакнул с 7 до 12% и стал довольно ощутимой проблемой всей еврозоны (с учётом того, что нормальной считается значение в 4-5%). Дальше все как всегда — стабилизация, пандемия — и новый упадок. Тем не менее даже после коронавирусной эпопеи дела пришли в норму. В марте 2022 года зафиксирована безработица 6,2%, самая низкая за последние 20 лет. Но на фоне текущих событий она точно не задержится в этой точке, а далее, есть вероятность что двинется покорять 15, а то и 20%...
Что это значит для нас?
Мощнейший кризис 2008 года дал рост безработицы до пиковых значений за примерно 2 года. Скорости, которые мы можем скоро увидеть, будут куда выше, а ставки больше. И значит, в сравнении с нынешним — то были цветочки. Ягодки только начинаются.
А что там с американцами?
Ситуацию в штатах тоже лучше всего видно на графике:
Пик безработицы — четко после кризиса 2008 года (логично, однако). А сейчас… По состоянию на май безработица вполне укладывалась в нормативные значения (3,4%), что является самым низким показателем за последние 30 (!) лет. Однако с учётом текущего экономического фона остаётся только ждать стремительного роста и новых антирекордов (кто-то уже на великах ездит вместо своего комфортного авто. Главное, чтобы в нем жить не пришлось...). Можно предположить, что в существующих реалиях и до 15% может дойти, причем, как и в Европе, существенно быстрее чем в 2008.
Безусловно, при использовании различных инструментов (снижение налоговой нагрузки, дополнительные выплаты гражданам и тому подобное) можно будет какое-то время сдержать социальный эффект безработицы в рамках. Однако на длительный период это точно не сработает, да и опыт раздачи денег в ковид, явно негативно сыграл с экономикой (войнушка может стать выходом).
Любая проблема требует решения, но выбор у правительства США, мягко говоря, невелик. Как раз сегодня пройдет заседание Федеральной резервной системы. И уже скоро станет известно, как изменится ключевая ставка, и что будет дальше.
По сути у США есть два возможных сценария.
Первый: ужесточение денежно-кредитной политики. Итоги будут весьма плачевны — это ограничение доступа денег для людей и компаний, падение спроса на 15-20%, банкротство компаний с высокой долговой нагрузкой и с отсутствием свободных денежных средств. Щедрые вертолётные деньги (как в ковидные времена) в этот раз вряд ли смогут ситуацию хотя бы стабилизировать, поэтому, вероятнее всего, произойдёт самое мощное погружение в финансовую яму. Как вам вариант? Ну такое. Есть ещё один!
Второй сценарий: побороться с инфляцией (как будто это ликвидирует последствия бесконечно работающего печатного станка)). Такой вариант позволит поддержать обстановку на протяжении какого-то периода времени, но! Рано или поздно рынок пойдёт вниз. И вот тогда первый сценарий воплотится в жизнь. Без вариантов. Выбор без выбора, будущее предопределено, и все как завещал Терминатор.
Проще говоря, есть пессимистичный сценарий и вариант чуть отложить этот же пессимистичный сценарий. На фоне общемирового продовольственного, энергетического и других кризисов будет неизвестно что. Похлеще Великой депрессии.
Как выбираться из всего этого, покажет время. (дачные кооперативы и посадка корнеплодов)