Найти в Дзене
КУЛЬТУРА.РФ

Картина в деталях: «Срубленный дуб» Ивана Шишкина

Оглавление

Современники называли Ивана Шишкина «лесным богатырем-художником» и «царем леса». Живописец много и часто путешествовал по России, изучая и воспевая красоту ее природы в своих картинах. «Культура.РФ» рассказывает интересные факты об одном таком этюде — картине «Срубленный дуб».

ИВАН ШИШКИН. СРУБЛЕННЫЙ ДУБ. 1892. ЯРОСЛАВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ, ЯРОСЛАВЛЬ
ИВАН ШИШКИН. СРУБЛЕННЫЙ ДУБ. 1892. ЯРОСЛАВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ, ЯРОСЛАВЛЬ

Кажущаяся несложность

Этюд «Срубленный дуб» Иван Шишкин написал в 1892 году, во время поездки в Беловежскую пущу. Сегодня эта картина хранится в собрании Ярославского художественного музея.

Из-за широких свободных мазков может показаться, что картина не закончена. Но это не так: художник точно воспроизвел детали: мягкий бархатный мох, колючую и жесткую хвою, отсыревший ствол срубленного дуба. Биограф художника Игорь Долгополов писал о манере Шишкина: «Картины мастера предельно, порою до наивности непритязательны, незамысловаты. Но в этой на первый взгляд кажущейся несложности — исполинский темперамент дара русского живописца».

ИВАН ШИШКИН. ПЕЙЗАЖ С ГУЛЯЮЩИМИ. 1869. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ИВАН ШИШКИН. ПЕЙЗАЖ С ГУЛЯЮЩИМИ. 1869. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

«Верстовой столб в развитии русского пейзажа»: творческий метод художника

ИВАН ШИШКИН. КОРОВЫ НА ВОДОПОЕ. 1867. ЧАСТНОЕ СОБРАНИЕ
ИВАН ШИШКИН. КОРОВЫ НА ВОДОПОЕ. 1867. ЧАСТНОЕ СОБРАНИЕ

Современники мастера рассказывали, что, прежде чем начинать картину, Шишкин с вниманием биолога осматривал и ощупывал стволы деревьев, травы, мхи, мельчайшие листья. Художник пристально изучал натуру и стремился передать ее как можно точнее, красоту природы он не романтизировал. Пейзажи Шишкина высоко ценили живописцы из Товарищества передвижных художественных выставок.

Иван Крамской писал об Иване Шишкине:

Он [Шишкин] все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор… Шишкин — верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек — школа, но живая школа.

Место действия: Беловежская пуща

ИВАН ШИШКИН. ИВЫ, ОСВЕЩЕННЫЕ СОЛНЦЕМ. 1870-Е. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ИВАН ШИШКИН. ИВЫ, ОСВЕЩЕННЫЕ СОЛНЦЕМ. 1870-Е. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Место этюда — Беловежскую пущу — художник указал в нижнем правом углу. В этот край живописец попал случайно, хотя он много и часто путешествовал по России в поисках интересных видов. В Беловежскую пущу Шишкина отправил император Александр III: тот пожелал, чтобы художник написал «настоящий лес, которого здесь [в Петербурге] ему не увидеть».

Из Беловежской пущи живописец привез 58 этюдов, которые он потом показал в январе 1893 года на персональной выставке в Петербурге.

«Довел лес»: анекдотический случай

ИВАН ШИШКИН. ШВЕЙЦАРСКИЙ ПЕЙЗАЖ. 1866. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, КАЗАНЬ
ИВАН ШИШКИН. ШВЕЙЦАРСКИЙ ПЕЙЗАЖ. 1866. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, КАЗАНЬ

Поскольку в лес художника отправил сам император, к Шишкину проявляли пристальное внимание во время этой поездки, и сопровождали его царские служащие. Свита сильно раздражала мастера, художник вспоминал, что не мог сделать и шагу без того, чтоб не спрашивали: «Куда вам угодно… что прикажете». Художник Яков Минченков писал в своей книге «Воспоминания о передвижниках»:

Не оставляли его в покое и на этюдах. Один раз пишет он лес, где на первом плане стоит полузасохшее дерево. Подъезжает к нему управляющий лесами. Посмотрел на этюд и обращается с просьбой: «Нельзя ли полузасохшее дерево на этюде уничтожить?» Шишкин удивлен, а управляющий поясняет: «Ведь вы повезете картину в Петербург, а там посмотрят и скажут: ну и хорош управляющий — довел лес до того, что деревья стали сохнуть».

Автор: Евгения Ряднова