Действия подводных лодок в ходе Второй мировой войны ассоциируются прежде всего с Германией. Не удивительно, так как германские подводники потопили суда общим водоизмещением 14687,2 тыс. брт. Значительных успехов достигли американцы с результатом 4868,6 тыс. брт. Великобритания, Италия, Япония и СССР вместе потопили 2790,4 тыс. брт. Однако, независимо от успешности действий, подводники всех воюющих государств искали новые, более эффективные методы
и способы применения своих сил. На выбор этих методов и способов влиял целый ряд факторов, но в наибольшей мере два: мотивация
и возможности. Мотивация являлась реакцией на действия противостоящих противолодочных сил. Возможности предопределялись прежде всего экономикой и отчасти военно-политическими воззрениями руководства страны.
Своеобразными антиподами в данном вопросе являлись Германия
и США. Немецкие подводники столкнулись с самой мощной
и эффективной на то время системой противолодочной борьбы, далеко выходящей за рамки предвоенных прогнозов. Одновременно военно-политическое руководство страны считало подводные силы приоритетными в борьбе с англо-американцами, а потому выделяло
на них ресурсы отнюдь не по остаточному принципу.
Японская противолодочная оборона являлась середнячком, развивалась предсказуемо и сравнительно медленно. Это не стимулировало американских подводников к поиску каких-то новых методов и способов, все соответствовало предвоенным взглядам.
Одновременно возможности американской экономики превосходили потребности страны. Это позволяло, с одной стороны, предоставлять
в огромных объемах военную помощь своим союзникам, а с другой — обеспечить свои силы, в том числе подводные, образцами оружия
и военной техники на уровне самых последних достижений науки
и техники. Естественно, американские подводники постарались в полной мере воспользоваться теми новыми уникальными возможностями, что предоставила им промышленность. Во многом именно это и привело
к разработке новых методов и способов применения американских подлодок и их оружия.
Своеобразная ситуация сложилась в отношении советских подводных сил. С одной стороны, ресурсы на них, как и на военно-морской флот
в целом, выделялись по остаточному принципу. С другой стороны, германская противолодочная оборона была не чета британской.
Вроде бы, можно ничего не изобретать. Да вот только отечественная предвоенная теория по ряду положений заметно не соответствовала реалиям начавшейся войны. Огромные по меркам той войны потери подводных лодок для страныпобедительницы и неожиданно низкая результативность заставили искать новые методы и способы.
В целом подводную войну можно разбить на несколько условных периодов. Однако сразу надо отметить, что подводная война в Атлантике и на Тихом океане — это две очень разные войны. А потому и периоды
у каждой из них свои.
Подводная война в Атлантике
Начнем с Атлантики, где действия подводных лодок совершенно справедливо ассоциируются с Германией. Целью этих действий являлась экономическая блокада Великобритании, точнее Британских островов.
Их связь с остальными территориями империи являлась жизненно необходимой для ее существования. При этом надо помнить, что уже
в те времена в Великобритании имелись доминионы с хорошо развитым промышленным производством, прежде всего это Канада и Австралия. Так что Британские острова являлись не единственным промышленным центром, в том числе тяжелого машиностроения, судо- и авиастроения,
не говоря уже о предприятиях глубокой переработки сельхозпродукции
и животноводства. И все это тоже поставлялось в Метрополию.
Кроме этого, на Британские острова морем поступали огромные объемы импорта, в том числе стратегического сырья. Таким образом, жесткая морская блокада Британских островов если бы и не заставила Великобританию капитулировать, то подорвала бы ее способность самостоятельно вести военные действия в Европе.
Первый период (сентябрь 1939 — июнь 1940 г.)
Первый период боевых действий германских подводных лодок охватывает промежуток между началом войны и созданием баз
в Норвегии и Франции.
К началу войны Германия имела 57 подводных лодок, из которых только 49 могли выйти в море. Но хуже было другое: 30 единиц являлись малютками, способными оперировать только в Северном море, где
в основном плавали нейтральные суда, прежде всего скандинавские.
На экономически значимых коммуникациях на западных подходах
к Британским островам до меридиана 20° з.д. развернули малочисленные средние и большие подлодки.
Данный период в первую очередь характеризуется незначительным количеством подлодок в море — в среднем порядка 15 ед. Хотя результат их деятельности оказался далеко не худший за войну. В общей сложности за восемь месяцев германские подводники потопили 300 судов общим тоннажем 1136,929 тыс. брт, потеряв 23 своих корабля.
Максимум успеха пришелся на июнь 1940 г.— потоплено 58 судов.
Но в апреле только семь. Это отчасти связано с отвлечением почти всех боеготовых подлодок для участия в операции по оккупации Норвегии.
В целом за этот период из 23 потерянных подлодок 13 немцы лишились
в Северном и Норвежском морях. Еще шесть британцы потопили
в Северной Атлантике. Явно не способствовали успешности германских моряков технические проблемы с взрывателями торпед.
В целом действия германских подводных лодок у британского побережья в этот период в значительной мере основывались на опыте Первой мировой войны. Вследствие большого количества одиночных судов
и малого количества подводных лодок последние применялись одиночно позиционным методом. Каждой из подлодок назначалась позиция, как правило, на естественных узлах коммуникаций, сравнительно недалеко
от побережья. В них подводные лодки фактически ожидали прихода противника.
В начале войны на подводников наложили массу ограничений. Запрещалось топить пассажирские суда, транспорты под нейтральными флагами, если они не перевозили грузы в интересах Великобритании,
и даже… вообще французские суда. Подводным лодкам следовало действовать согласно нормам призового права, как в начале Первой мировой войны. Иными словами, как надводный корабль.
Если по условиям призового права, исходя из национальности судна
и перевозимого им груза, подлодка могла его потопить, то прежде всего ей надлежало обеспечить безопасность команды, причем в открытом море спасательные шлюпки не считались достаточным для этого средством.
По закону подводные лодки могли применять оружие в следующих случаях:
— если торговые суда следуют под охраной военных кораблей или авиации противника;
— если торговые суда принимают участие в сражении или не подчиняются требованию остановки для досмотра;
— если есть основания считать транспорты принадлежащими вооруженным силам.
Запрет в отношении французских судов отменили только в конце сентября 1941 года. Постепенно отменялись и остальные ограничения, но фактически неограниченная подводная война началась лишь
17 августа 1940 года с объявлением вод вокруг Британских островов районом боевых действий со всеми отсюда вытекающими последствиями. То есть почти через год после начала военных действий...
Продолжение статьи о подводной войне читайте позднее на нашем канале или в сборнике "Гангут №124" (2021 г.)
© А.В. Платонов
Перед Вами фрагмент статьи из сборника "Гангут №124"/2021
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut
Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!