Задание «Натюрморт с синей вазой» является дальнейшим развитием нашей программы. В нем поставлены задачи живописного
строя этюда и выражения материальности предметов: стекла, метала, глазури, фарфора, лимона, ткани, Работа выполнена в смешанной технике: используются широкие заливки (по вазе и драпировкам) и перекрытие их мелкими мазками, Чистые цвета в лимоне
и в оранжевой ткани сочетаются с замутненными плотными тонами
ковра на переднем плане. В местах ярких бликов оставлена чистая
бумага (на изгибах стекла и лимона); там, где блики мерцают, художник выскабливал бумагу бритвой (на фарфоровой тарелке, на
ручке ножа). Ваза благодаря влияниям освещения и’ рефлексам
имеет меняющуюся окраску от лиловых о зеленых цветов: блики на
ней окрашены холодно-голубым цветом. Одним словом, в отличие от
этюдов, рассмотренных нами в начале главы, последнему свойственна большая уверенность исполнения,
Внимательное рассмотрение этого этюда, его изучение могут облегчить вам понять задачу при аналогичной постановке и использовать наблюдения в своей работе.
Выше мы говорили о значении масштабности мазка в передаче
формы, света, о необходимости выдерживать тональные отношения
Рассмотрим данную акварель с этой точки зрения.
Ваза со стороны тени имеет узор (легкий рельеф) — цветок с листьями, Этот рельеф не нарушает поверхности вазы, цельности ее
восприятия.
Чем это достигнуто? Цветок своим рисунком и тональностью
подчинен форме вазы, и только узкие полоски света в наиболее
рельефных частях узора и легкие полутени в его углублениях выявляют эту деталь.
И вам в подобной работе следует помнить о необходимости подчинять рисунок орнамента или рельефа общей форме предмета.
А чтобы достигнуть этого, не следует при выполнении деталей смотреть на них в упор, забывая о всей форме в целом. Иначе такая
деталь будет нарушать форму, выпадать из нее, назойливо лезть
в глаза.
То же можно сказать и о лимоне. Прожилки на поверхности
среза очень точны своей масштабностью — они буквально в ширину
волоска, так же как и правый край корочки с бликом. Но благодаря
выдержанности общей тональности поверхности среза эти прожилки
не смотрятся самостоятельно, не нарушают впечатления света, отраженного от влажной поверхности лимона. Если изучить этот срез
внимательно, мы увидим мазки теплых и холодноватых желтых и
даже несколько розоватых тонов. Эти различные оттенки желтого
объединяются одной силой света, и тем самым художник добился
того, что все они лежат в одной плоскости, передавая верно ощущение влажности и свежести среза лимона.
#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.02_-1965г#Попрограммехудучилища#Натюрморт