Эмоции у собаки прокачаны на высоком уровне. И с одной стороны — это отличное подспорье, чтобы жить с этими зверьми душа в душу. А с другой — в пакете песьих услуг нас ждут не только собачья радость, любовь и эмпатия, но и такая базовая негативная эмоция, как страх. Конечно, все — и люди, и псы — чего-то да боятся: пылесоса, шуршания пакета или ездить в лифте. И можно как-то выстроить быт, чтобы не сталкиваться с пугающими объектами. Никто в конце концов не умер от того, что перестал пользоваться пылесосом при собаке. Но случаются такие страхи, не сталкиваться с которыми не получится. Например, боязнь улицы или людей.
С этим уже придется как-то работать. Потому что не водить пса на прогулку — значит лишать его удовлетворения базовой потребности в информации. Не говоря уже о том, что среди собак принято использовать улицу как туалет. И это серьезный мотив для борьбы со страхами. К тому же, сильный испуг сопровождается физиологическими изменениями, и пребывание в постоянном страхе не идет на пользу никакому живому организму.
Проще говоря, собака, которая боится улицы, живет в ежедневном стрессе, и кортизол у нее буквально хлещет из ушей. Представьте, что у вас паническая боязнь высоты, а ваш офис находится на смотровой площадке Останкинской башни со стеклянным полом.
Некоторые инструкторы советуют побольше гулять с пугливой собакой. Дескать, пообвыкнется, да и перестанет бояться со временем. Увы, чаще всего такой подход не работает. Дело в том, что страх — это осознание угрозы (реальной или мнимой — в данном случае не очень важно). И вот, например, вы уверены, что у вас в парке водится крокодил. Долгие прогулки в этом парке вряд ли помогут вам бояться меньше. А лишь истощат нервную систему. Ведь эту уверенность никто не опроверг, и сколько ни гуляй, крокодил из парка никуда не делся.
Так и собаки ломятся с поводка и пытаются сбежать домой не просто так. Они опасаются за свою жизнь. Какой-то прошлый опыт убедил их в том, что улица опасна, и ничто здесь и сейчас переубедить их неспособно. Уж тем более долгие прогулки по самому страшному месту на земле. Поэтому в работе с сильными страхами не стоит ждать быстрого результата и полагаться на тезис «стерпится-слюбится». Предстоит работа не только по созданию позитивной связи с триггером, но и борьба с реакцией избегания, которая вообще-то естественна для напуганных животных. Работа до победного может занять год и более.
Есть два важных фактора, на которые придется обращать внимание на прогулках с пугливой собакой. Это песья инициатива, которую нужно замечать и поощрять, и песье желание убежать, которое придется пресекать.
Под инициативой я имею в виду любое смелое действие собаки. Например, она боится людей, а тут вы заметили, что ваша отважная меховушка повела носом в сторону удаляющегося мужика, а то и сделала шаг в его сторону. За это нужно хвалить и предлагать еду. Понятно, что пугливые псы, чаще всего, не берут еду на улице, но предлагать все равно стоит. А насчет желания убегать — не стоит вестись на попытки пса срыть домой или метаться по кустам. Любой страх накатывает волнами. Вам нужно дождаться малейшего затишья паники и нахвалить беднягу самыми нежными словами из арсенала любящей матери.
Когда собака пугается и тянет вас на поводке в укрытие, это усиливает ее панику. Во-первых, потому что натянутый поводок вообще усиливает все эмоции. А во-вторых, если вы идете за собакой, которая тянет, то даете ей понять, что паниковать и тянуть — правильно, ведь в конце ждет безопасный дом. Ну и в-третьих, если дать псу увести себя куда-то, то он решит, что контроль ситуации вы взвалили на его плечи. А сами либо тоже боитесь (и значит есть, чего бояться), либо не понимаете, что происходит (значит, нет вам доверия).
Действовать в такой ситуации можно двумя способами. Медленно: дожидаться малейшего расслабления поводка и продолжить движение до того момента, пока опять не натянется. Или быстро: скомандовать собаке «Домой» и весело побежать за ней, а на месте бурно нахвалить за то, что привела вас, куда было сказано. При быстром способе проблема натянутого поводка решается тем, что вы сами велели тянуть быстрее к дому. И собака как бы выполнила вашу команду. Но перед словом «Домой» обязательно зафиксируйте зверя на провисшем поводке.
С псом, который боится улицы, гулять нужно много раз, но коротко, и каким-нибудь одним наименее травмирующим маршрутом. Длинные прогулки в такой ситуации — это дополнительная травма, а не обучение привыканием.
Собачья нервная система не железная, а вокруг слишком много страшного, чтобы выдержать все это и не сойти с ума. В напряженные дни, когда ваш зверь уже и так перенес, например, посещение ветеринарки или визит к грумеру, лучше вообще отложить тренировки и выходить лишь на пять минут по гигиеническим делам. Общую стратегию эти перерывы не испортят, но дадут чуваку перевести дух в безопасной обстановке.
Если собаку пугают только оживленные улицы с людьми, то важно вывозить его на прогулки в какие-то тихие места, чтобы закрепить паттерн: «Прогулки — это не только ужас, но иногда вполне переносимая необходимость». Такие променады должны быть больше созерцательными, чем активными. Посидите на тихой поляне, почитайте ленту фейсбука, а пес пусть посмотрит вокруг и убедится, что страшных стимулов тут меньше, чем обычно. Иногда предлагайте ему еду. Когда-нибудь, пусть даже через полгода, он ее возьмет. И это будет означать прорыв в вашей работе. Постепенно можно передвигаться все ближе и ближе к источникам городской жизни. Но не по 10 километров за раз, конечно. А, например, метра по три.
Работу со страхами стоит всегда начинать с места, в котором собаке наиболее спокойно. Если она может позволить себе понюхать землю или не ломиться под скамейку в ужасе, это уже достаточно подходящее место. Едуленька при вас должна быть всегда. Даже если последние много месяцев она не пригождалась. Однажды пригодится, если все делать правильно. Сойдет даже запрещенка в гомеопатических дозах. Положительный эффект в борьбе со страхами от нее важнее, чем вред, нанесенный ЖКТ. Сойдет копченая курица, творог или какая-нибудь вонючая вяленая рыба. Микрокуски пес, скорее всего, переварит без проблем. Насильно совать еду в собаку не стоит, спокойного предложения за любой инициативный жест (шага в новую сторону или прекращения метаний на поводке) достаточно.
Если в вашей собаке причудливо сочетаются две проблемы — страх улицы и нечистоплотность, то знайте — это не две проблемы, а одна. Пес писает дома, потому что боится делать это в других местах. Просто не ругайте его и работайте со страхом. Лужи дома прекратятся сами, когда фобии будут побеждены.
Еще один лайфхак, который важно учесть в работе со страхами — использование не рулетки, а поводка. На поводке собаке всегда спокойнее и его не надо вытягивать собственными силами, чтобы куда-то дойти.
Также подспорьем может стать кликер-дрессировка. Начинать, конечно, можно дома, а потом постепенно пробовать на улице. Однажды пес согласится исполнить «зайку» прямо на людях, и это будет значить, что страхи отступают, а победа близка. Если состояние собаки позволяет, стоит включить в уличные развлечения всякую веселую возню типа прыжков через палочки или беготню вокруг дерева. Такое тоже помогает расслабиться.
Главный навык пугливой собаки — умение прятаться в ногах мамички. Эту привычку стоит закрепить первым делом в самом начале работы со страхами. Сначала придется паковать пса в ноги против его воли. Испугался, скажем, ваш мистер Орхидея особо опасного дворника с лопатой, постарайтесь его спокойно притянуть к себе, усадить в ногах и не выпускать, пока опасность не минует. Все это время полезно нахваливать за то, что сидит, и предлагать еду. Со временем эта привычка закрепится, и пес поймет, что в сложившихся обстоятельствах самое безопасное место — у мамичкиных туфель. Мамичка при этом, конечно, пусть отгоняет всякую опасность, если пес боится не улицы в целом, а скажем, собак.
Если ваш пес в принципе пуглив, полезно с ним очень много, очень спокойно и очень ласково разговаривать. Родительский голос вообще дает надежду в непростых ситуациях, а во время испуга показывает, что мать вообще-то ничего страшного не видит вокруг, и можно чуть успокоиться.
Например, страшный грузовик несется мимо вас с собакой. В это время нужно начать говорить что-то вроде: «Ну и чего тут бояться, всего лишь славный фургон повез наш мусор на полигон». А когда он проехал мимо, еще какое-то время заговаривайте псине зубы: «Видишь, мы с тобой отлично спаслись от смерти». Подобная обратная связь немного ускоряет коррекцию страхов и учит во время кризисов ориентироваться на хозяина.
Фото предоставила dog.cat.cat, обработал Ренат Муртаев