Найти тему

Эмин Агаларов дал интервью РБК, где подтвердил то, о чем я рассказывал месяц назад

Эмин Агаларов дал интервью РБК, где подтвердил то, о чем я рассказывал месяц назад

Международные бренды одежды и обуви массово покинули российский рынок, оставив торговые центры у разбитого корыта. ТЦ, принадлежащие Crocus Group, лишились примерно 30% якорных арендаторов. Речь о компаниях, доля которых может достигать 40% арендных площадей. У Crocus Group это «Крокус Сити Молл» и сеть Vegas. О ситуации и нерадужных перспективах поведал Эмин Агаларов, первый вице-президент холдинга.

Основные моменты интервью:

— На середину июня трафик ТЦ просел на 20-30%. Показатель может существенно вырасти, если бутики не откроются.

— Основные генераторы трафика с ключевыми локациями в ТЦ — H&M, Zara, Adidas и кинотеатры. Все они продолжают платить за аренду, хотя сборы снизились на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И все они планируют вскоре вернуться в Россию, убежден Агаларов, поскольку делать это через 5-10 лет будет очень дорого. Для H&M Россия — шестой крупнейший рынок по выручке на 2021 год, у Zara здесь сосредоточено 8,5% прибыли.

— Совсем ушли из России магазины товаров для дома Jysk, сеть Nike и обувной ритейлер Crocs.

— Якорные арендаторы занимают сейчас 150-200 тысяч кв.м площадей торговых центров Crocus Group. И если 80-100 тысяч кв.м останутся без таковых, ТЦ «обесточатся». Заменить якоря нечем.

— При строительстве ТЦ проектируются под потенциальных арендаторов — сдать ключевые локации по 4-5 тысяч кв.м некому. Альтернативных арендаторов с такой солидной выручкой («условно — 100 млн рублей в месяц», отмечает Агаларов), способных оплачивать дорогую аренду, нет.

— Также огромное значение имеют имена брендов, за которыми идут люди. Для люксовых ТЦ — Prada, Chanel, Louis Vuitton, средний сегмент — Zara, H&M, Reebok, Adidas. Если их нет, покупатель не поедет через весь город в конкретный ТЦ.

— У люксового сегмента совсем беда. Многие именитые бутики закрыты, работают только те, у кого есть коллекции. Но коллекции старые, новые получить не успели. И сейчас на прилавках меховые сапоги и дубленки.

Параллельный импорт — не вариант. Во-первых, третьи страны не станут рисковать под угрозой введения против них санкций. Во-вторых, в индустриальном масштабе ввоз брендовых товаров нереален — сами именитые марки вроде Chanel, H&M, Louis Vuitton «никогда на это не пойдут». Различные подпольные распродажи или открытие «по звонку» — тоже риск для репутации, так что такого не будет, считает Агаларов.

— Одной из наиболее пострадавших в нынешней ситуации стала киноиндустрия. Людям перестали предлагать западные премьеры — посещаемость упала на 70%. В марте Ассоциация владельцев кинотеатров фиксировала этот показатель на уровне 44%, в апреле — 54%.

Кинотеатры закрываются. Только в принадлежащих Crocus Group торговых центрах Vegas временно закрыли 7 залов киносети «Каро» из 22.

— Ушедшая сеть McDonald’s, по словам Агаларова, платила 3-5% от оборота на фуд-корте — самый большой доход от арендной платы с кв.м относительно конкурентов (Burger King, KFC и российские точки общепита). Ее вывески привлекали трафик в ТЦ. «Вкусноточка» стать полноценной заменой вряд ли сможет.

— Рестораны, особенно те, что находятся в ТЦ, потеряли 30-40% трафика. Хотя в целом ситуация нормализуется. «Мне кажется, рестораны и супермаркеты — это то, что страдает в последний момент. Пока у людей есть какие-то хотя бы сбережения, они все равно хотят удовольствия от жизни», - поделился мнением Агаларов.

— Простаивает выставочный комплекс Crocus Group на 500 тысяч кв.м. Заполнить его отечественной продукцией «вряд ли удастся».

— Концертная деятельность также в упадке. Многие промоутеры разорились еще в период пандемии, люди боятся покупать билеты из-за неопределенности. Потери от отказа иностранцев выступать в России или из-за переноса концертов составляет примерно 30%.