Знаете, бывает такое, что как-будто весь мир против тебя. Всё летит из рук к чёртовой матери. Как ни старайся, а всё через пень колода. Бывает такое в течение дня, в течении двух дней, а ещё хуже, если две-три недели.
Такой период посетил командира катера Анатолия в одной северо-западной морской пограничной бригаде. Вроде всё нормально, служба идёт без проишествий и осложнений. Но вот поздней осенью половина экипажа демобилизовалась, а нового пополнения осенью не дали. С призывом в "святые 90-е" постоянно были проблемы.
Наступила весна, планово прошли работы по расконсервации катера. Но с 50-ю процентами экипажа курсовой задачи не сдашь. На границу выход только со 100% комплектации экипажа. Анатолий доложил командованию части о положении дел. И кажется, на этом можно успокоиться, отцы командиры на то и есть, чтобы решать эти проблемы.... Вот только почему-то забрали ещё и механика с "золотыми руками", которого повысили в должности, и перевели командиром другого катера...
Но через неделю на борт катера вдруг приходит контрактник. Целый старшина 2-й статьи.
- Здравия желаю товарищ командир. Я ваш новый командир отделения мотористов старшина 2-й статьи Булкин.
- Как звать?
- Сергей. - и новоиспечённый механик дал все документы. Характеристика, аттестация, приказ о допуске для несения вахт. Ну просто здорово.
- Боцман!
- Я товарищ командир.
- Вот новый механик, звать его Сергей. Покажи ему его место в кубрике, а потом отведи его в машинное отделение. Пусть ознакомиться со своей матчастью. - боцман с механиком ушли.
Пока боцман, а звать его Юра, ознакамливал нового механика с его матчастью, на борт катера прибыл флагманский РТС Александр Егорыч с четырьмя молодыми матросами. Дело в том, что неделю назад в часть прибыло молодое пополнение. Но на адаптацию и сдачу зачётов с последующим допуском для несения вахт уделяется не менее месяца. А тут вот, получи и распишись. Егорыч крепко пожал командиру руку.
- Толя. Вот тебе молодое пополнение. Давай размещай как положено. Через неделю тебе с ними на границу.
- Чего-чего?!!! Они же "сырые"! С ними я даже КБУ не сдам, не говоря про К-1. Они же даже не допущены на несение вахты.
- Толя, не кипятись. Начальство в курсе, и на всё это закроет глаза. Твой катер должен идти в ледовую открывать навигацию. Давай, дрессируй, гоняй, тренируй, пополняй запасы, получай боезапас. Короче, уже есть расположение комбрига, не забудь расписаться. Через неделю КБУ и сразу на границу. - Егорыч ещё раз крепко пожал руку командиру и ретировался.
Анатолий принял документы от матросов, и дал команду дежурному по катеру разместить новое пополнение. Через пятнадцать минут Юра зашёл в каюту командира.
- Командир, готовься к цирку. Механик ещё тот крендель.
- Валяй.
- Спрашиваю, где и на каком корабле служил? Отвечает, что служил в Североморске, командиром отделения мотористов на одном из МПК.
- МПК конечно хорошо, но у нас не корабль. Дизеля на МПК имеют тысячи лошадок, а у нас просто мотоцикл. Разница конечно огромная. - ответил Анатолий
- Ну да, но только Сергей сказал, что на МПК точь-в-точь такие же дизеля, как у нас.
- Да ладно. Обалдеть. И как он так определил? Очень любопытно.
- Он определил марку дизеля по покраске. Говорит, что дизеля на МПК точь-в-точь также были покрашены. А значит дизеля те же самые.
- Твою мать. Набрали погранцов по объявлению. Ладно, будем готовить специалистов как сможем. Других к сожалению нам не дадут.
Неделя пролетела незаметно. Четыре дня Анатолий гонял экипаж как мог. Тренировки, учения, БЗЖ, зубрёжка книжек боевой номер, и так далее, и тому подобное. Скажем, вновь прибывшие матросы готовились по ускоренной программе. На пятый день на катер получили продукты. Была картошка, тушёнка, растительное масло, мясо, и ещё много чего, и ещё целых пять кулей макаронов. После получения продуктов Анатолий с боцманом уехали в штаб и береговую базу для решения остальных вопросов по подготовке катера к выходу на службу. А после обеда прибыли на борт. Встретил дежурный по катеру. Доложил как положено, но почему-то как-то подло улыбался. Командир с боцманом пошли на ют покурить, а из столовой вышел молодой кок с красной, точнее кумачёвого цвета физиономией, держа в руках пять макаронин.
- Здравия желаю товарищ командир. К вашему приезду мы как раз всё успели. - радостно должил кок, показывая на макаронины. Боцман недоумевая и глядя на макаронины.
- Чего успели?
- Нам дежурный по катеру сказал, что в макаронах бывают всякие жучки. И надо их оттуда выдуть, чтобы продукты не испортились..
Командир с боцманом заглянули в столовую. А там всё молодое пополнение вместе с механиком держали, кто по три, а кто по пять макаронин, и как в духовом оркестре дули в эти макаронины, надувая щёки как жабы в брачный период, что в итоге создавался разнотонный пересвист. К этой картине не хватало только дирижёра. Юра отвернувшись и пряча улыбку громко позвал механика.
- Сергей, и ты тут? Гыыыы. У тебя в машинном отделении есть хорошие напильники, и даже есть крупный рашпиль. Давай, построй тех, кто не продувал макароны, выдай им напильники с рашпилем и пусть начинают точить якоря. - и в этот момент до матросов дошло, что они повелись на старую-старую морскую байку. Раздался взрыв хохота...
Через два дня экипаж катера сдавал КБУ. Во время сдачи БЗЖ с огнём, кто-то нечаянно сбросил коврик на электрогрелку, от чего коврик быстро загорелся. Принимающий учения офицер, увидев пылающий коврик, сменил задачу по борьбе с огнём.
- Во втором кубрике пожар, горит коврик фактически. Потушить пожар. - один из молодых матросов потушил коврик моментально...выбросив этот коврик за борт катера.
Вообщем КБУ с натяжкой кое-как, но сдали. Начальник штаба с Анатолием зашли в командирскую каюту.
- Анатолий, я понимаю, что очень сложно с этим пополнением тебе придётся на границе. Но за эти две недели у тебя предостаточно шансов подготовить экипаж к сдаче К-1.
- Александр Петрович, но матросы даже приказом не допущены для населения вахт.
- Да, не допущены. И приказ о допуске будет не скоро. Но тебе, как у командиру даю полномочия, по фактической готовности матроса, допускать до вахты внутренним приказом. Нуууу, естественно под особым контролем.
С выходом на участок службы начались будни пограничной службы. Командир, боцман, радист и старослужащие матросы начали натаскивать молодое пополнение для несения вахт. И вот на четвёртый день новоиспечённый радиометрист заступил на вахту сигнальщиком. На катерах есть такие совмещения. И вот он, первый доклад...
- КП мостику!
- Слушаю.
- Цель, номер.... пеленг 437 градусов, дистанция..... - на КП офицерскую вахту на якоре нёс Юра.
- Какой пеленг 437? Откуда?
- Да вот, смотрите. - Юра с недоумением прибежал на мостик.
- Где ты видишь 437 градусов? На картушке стрелка показывает на 77 градусов! Балбес, сколько градусов в окружности?
- В окружности 360 градусов.
- А почему тогда 437?
- Ну слежу по кругу....теперь пошёл на второй круг....
- А к концу вахты если перейдёшь на тридцатый, или на двадцать пятый круг, то ты так и будешь складывать градусы? - метрист развёл руками.
- А что, не надо складывать?
- Метрист, у тебя вроде-бы педагогическое образование. Как ты детей в школе будешь учить? Ты что, с Луны свалился? Какой предмет будешь в школе преподавать, когда служба закончится?
- Учитель физкультуры...
- Поняяятно, - сплюнул боцман. И начал заново метристу объяснять, как правильно производить дозор на мостике.
Слава богу, но служба на участке прошла относительно спокойно, и было достаточно времени, чтобы лучше подготовить молодое пополнение к сдаче курсовой задачи К-1. Спустя две недели катер возвращаясь на базу начал маневрировать для швартовки. И как назло, вышло из строя дистанционное управление главным двигателем.
- БЧ-5 КП!
- Есть БЧ-5.
- Переходим на ручное управление главным двигателем.
- Есть, перехожу на ручное управление. - дальше пошли команды "машина вперёд", "машина назад", "машина стоп". И в этот момент всё пошло шиворот на выворот. Вместо подачи хода вперёд, винты вращали назад, и наоборот. Анатолий выругался, на чём свет стоит.
- Твою мать, мы сейчас точно устроим навал, и затараним кого-нибудь, если не соберём все катера в кучу с таким механиком. Юра, спустись в машинное отделение, возьми под свой под контроль, а я стану у штурвала. - боцман побежал в машинное отделение. Когда Анатолий услышал доклад боцмана, что встал к управлению двигателем, то заново начали маневрирование. И всё пошло как надо...
Катер пришвартовался хорошо, вообщем как всегда. Личный состав приводил технические средства в исходное, а Анатолий спустился в свою каюту с навигационным журналом. После этих двух недель Анатолий чувствовал себя как выжатый лимон. Очень тяжело, когда экипаж абсолютно не подготовлен. Через три минуты в каюту зашёл боцман, держа в руках ветошь, вытирая промасленные руки.
- Юра, что там в машинном отделении случилось? Рассказывай.
- Для ручного управления у рычага есть две буквы "Н" и "В". То есть Назад и Вперёд...
- Ну да, логично. А что не так?
- Наш механик только что пытался мне доказать, что "В" - это ВЗАД, а "Н" - это НАПЕРЁД....
Большое спасибо за прочтение. Если понравилось, то ставьте лайки. Пишите комментарии.
#сатира и юмор #рассказы пограничника #погранвойска России #псков