Найти в Дзене

6 шагов к идеальной упаковке товара: удобно, красиво, привлекательно

Оглавление

Упаковка — это не просто коробка с этикеткой, это часть маркетинга. Она помогает выделить бренд: человек видит товар в коробке и понимает, что за компания его продаёт. От упаковки зависит, насколько запомнится товар покупателю, будет ли он ещё что-то покупать.

Разбираемся, как сделать подходящую для вашего случая упаковку.

Как получить готовую упаковку

Процесс подготовки упаковки от идеи до готового продукта проходит в несколько шагов:

  1. Дизайн. Определитесь, кто будет делать дизайн и макет. Проще всего обратиться в агентство брендинга, где всё сделают за вас и подскажут, как лучше поступить.
  2. Подготовка к производству. Ещё нужно найти поставщика тары, который воплотит дизайн в жизнь. Ему нужно принести брендбук, техническое задание, готовый макет или пробник из бумаги.
  3. Производство. Вы передаёте всё в компанию, а она запускает процесс — закупает тару, наносит на неё рисунки.
  4. Получение партии. Обычно вначале производят один экземпляр — вы смотрите на качество материалов, печати и решаете, заказывать ли всю партию.

Обратите внимание, что также существуют компании, которые выполняют весь комплекс услуг — от дизайна до изготовления.

Шаг 1. Определитесь, какая упаковка нужна

На этом этапе мы понимаем, какой будет упаковка. Определяемся с характеристиками и желаемым видом, требованиями к упаковке.

Изучите свойства товара. Работа над дизайном начинается с продукта. Нужно понять, какая именно упаковка вам необходима — прочная картонная коробка или небольшая деревянная шкатулка?

Посмотрите, что именно вы собираетесь упаковывать:

  • какие размеры;
  • жидкая или твёрдая консистенция;
  • нужна ли определённая температура.

Выпишите свойства продукта на листочек. Сразу станет понятно, какие требования должны соблюдаться.

Изучите аудиторию. Кто ваши покупатели? Сколько денег они готовы заплатить?
Как покупают товар и на что смотрят при выборе?

Шаг 2. Выберите тип и плотность тары и упаковки

В первую очередь тип упаковки зависит от того, что вы производите, для кого и как будете продавать. Затем — разберитесь с типом и плотностью тары, в которой будет находиться товар. Плотность и тип упаковки могут предложить подрядчики в зависимости от вашего товара. Но вам нужно заранее знать, какой вы хотите видеть упаковку.

Мягкая потребительская упаковка. Полимерные плёнки, бумага, картон, фольга, тканное и нетканое полотно, комбинированные материалы и т. д.

  • Хорошо справляется с защитой товара от рассыпания, намокания, воздействия света, загрязнений и повреждений.
  • Не может обеспечить защиту от некоторых механических повреждений, поэтому для хрупких изделий подходит только в качестве вкладыша в твёрдую упаковку.
  • Небольшая масса и низкая стоимость производства.

Твёрдая потребительская упаковка. Кассеты, коробки, банки, стаканы, коробки с ячейками и т. д.

  • Предохраняет товары от дефектов, потому что материал прочный и жёсткий.
  • Твёрдую упаковку легче хранить и перевозить.
  • Как правило, её проще окрасить в нужный цвет и напечатать на ней нужные изображения.

Перед обращением к подрядчику сами поищите несколько вариантов упаковки. Так компания поймёт, что вам нравится, и подскажет, какой вариант будет удобнее или дешевле. Иногда кажется, что сделать простой короб с принтом дёшево, а при изготовлении выяснится, что это не самый выгодный вариант.

Шаг 3. Посчитайте, сколько будет стоить заказ

Можно на упаковке сэкономить и сделать самый дешёвый из возможных вариантов. Но это может оттолкнуть покупателя.

В стоимость дизайна упаковки входит много предварительной работы:
анализ рынка конкурентов;
работа с целевой аудиторией и проработка макета;
учёт современных тенденций дизайна.
Екатерина Бойко,
дизайнер, брендинг
Екатерина Бойко, дизайнер, брендинг

Например, разработка дизайна для небольшой упаковки может стоить 19 000 ₽. За эти деньги предприниматель получает интересное яркое решение.

Стоимость дизайна редко напрямую зависит от площади упаковки
Стоимость дизайна редко напрямую зависит от площади упаковки

Шаг 4. Учтите фирменный стиль

Если у компании уже есть фирменный стиль, каждый новый товар тоже должен ему соответствовать — упаковка в том числе.

На ней должны узнаваться логотип компании, фирменные цвета, дизайнерские фишки. Посмотрите на картинке ниже, как между собой сочетается разный мерч одной компании.

Если по товару можно определить компанию, значит, фирменный стиль работает правильно
Если по товару можно определить компанию, значит, фирменный стиль работает правильно

Шаг 5. Учтите требования к упаковке

Каждая организация имеет перечень требований к размещаемому продукту, это заказчик уточняет при создании упаковки.
Например, маркетплейсы не предъявляют особых требований к упаковке, кроме читаемости штрихкода или срока годности. Но самодельную упаковку они, скорее всего, не примут.
Тут многое зависит от типа товара, т. к. есть товары, которые не требуют особой упаковки и на первых шагах могут продаваться упакованными в транспортную упаковку.
Но если вы захотите попасть в сети, например в «Пятёрочку», «ВкусВилл», «Азбуку вкуса» и т. п., то тут нужно будет уточнять нюансы при создании упаковки. Там нужна качественная упаковка, которая пройдёт много проверок отделов качества и размещения. Это долгий и сложный процесс, где вы согласовываете с сетью готовую коробку, а не дизайн на картинке, и, как правило, это занимает много времени.
Алексей Фролов,
графический дизайнер
Алексей Фролов, графический дизайнер
-6

Шаг 6. Подготовьте дизайн

На этом этапе концентрируемся на дизайне упаковки. Какой она должна быть и в какой последовательности её делают.

Предпринимателю, который не задумывался о вариантах упаковки, будет сложно создать её без помощи специалистов. Поэтому самый простой вариант — обратиться в компанию, которая профессионально занимается дизайном.

Передайте дизайн профессионалу.

Что требуется от предпринимателя, чтобы он получил готовый дизайн на руки?
От заказчика требуется только техническая информация по упаковке (штрихкод, информация по знакам сертификата и материала, технические тексты), а также информация о потенциальном клиенте, конкурентах и о самой компании и продукте. Заказчик не должен описывать дизайн, т. к. это неправильно и не работает.
Что касается дизайна, это забота специалиста — например, я использую лицензионные стоки для качественного фотоконтента, если мне требуется использовать фотографию, т. к. взятые из интернета фотографии являются лицензионными и их использование без разрешения правообладателя запрещено.
Иллюстрации и графику дизайнер отрисовывает сам.
Изучите каждую упаковку и проверьте:
чтобы не было брака печати — съехавшие или непропечатанные элементы, грязь;
соответствие цветов, формы, размера блоков;
как выглядит экземпляр — правильно ли собрали упаковку, надёжны ли швы, нет ли лишнего клея.
Алексей Фролов,
графический дизайнер
Алексей Фролов, графический дизайнер

Сделайте сами. Дизайн простой картонной упаковки 2D реально сделать без привлечения специалистов, но очень сложно. Для этого потребуется программа, в которой есть шаблоны с линиями штамповки. Например, программа Аdobe Illustrator или Inkscape.

Если нужен сложный формат 3D, потребуется более сложный плагин, например Esko. В нём тоже можно разобраться и даже посмотреть на свою будущую упаковку под разными углами.

Реально ли человеку самому подготовить дизайн?
Это в принципе реально, но намного сложнее и дольше. Придётся разбираться в программах и их нюансах, потратить на это много времени. Но всё зависит от желания.
Екатерина Бойко,
веб-дизайнер, UX/UI-дизайнер
Екатерина Бойко, веб-дизайнер, UX/UI-дизайнер

Советы, которые помогут

Основной вопрос — какая нужна коробка: складная или жёсткая.

Складная коробка. Подходит для многих товаров повседневного спроса.

Такая упаковка хорошо защищает товары от грязи и пыли — это важно, например, если продаёте продукты питания или технику. Она проста в производстве — обычно это 2D-дизайн. Его отправляют изготовителю, тот наносит его на развёртку, ламинирует. Дальше эта схема режется и склеивается по линиям.

Коробку легко собрать и разложить на составляющие части. Источник elizabetcraft.ru
Коробку легко собрать и разложить на составляющие части. Источник elizabetcraft.ru

Жёсткая коробка. Подходит для товаров с более высоким ценником — ювелирные изделия, косметика, сувениры, коллекционные товары. Производство таких упаковок дороже. Она не собирается, как складная: есть отдельно коробка и крышка.

В жёстких коробках товар выглядит презентабельнее, но стоимость такой упаковки выше. Источник: raduga-msk.ru
В жёстких коробках товар выглядит презентабельнее, но стоимость такой упаковки выше. Источник: raduga-msk.ru

Какую форму выбрать. Коробки могут быть не только квадратными и прямоугольными. Есть много других интересных форм. Вот некоторые популярные:

  • Коробка-подушка. Простая форма, закруглённая по краям. Часто используют при упаковке сладостей или косметики.
Самый простой шаблон под коробку-подушку. Источник elizabetcraft.ru
Самый простой шаблон под коробку-подушку. Источник elizabetcraft.ru
  • Шоу-бокс. Подходит для подарков или сувениров, которые важно показать даже в упаковке.
Расположенные внутри товары будут видны через окошко. Источник: elizabetcraft.ru
Расположенные внутри товары будут видны через окошко. Источник: elizabetcraft.ru
  • Пачка. Цельная картонная коробка, открывается сверху. Подходит для многих пищевых продуктов.
Пачка используется для большинства простых товаров. Упаковывать просто, оформлять тоже. Источник elizabetcraft.ru
Пачка используется для большинства простых товаров. Упаковывать просто, оформлять тоже. Источник elizabetcraft.ru
  • Бокс-книжка. Открывается как книга. Часто используется для продажи косметики, духов, образцов в ограниченных партиях.
Бокс-книжка часто используется для товаров в подарок. Легко оформлять, удобно использовать. Источник вашаприбыль.рф
Бокс-книжка часто используется для товаров в подарок. Легко оформлять, удобно использовать. Источник вашаприбыль.рф

Не забудьте про пустое пространство. Не стоит занимать всё место на пространстве упаковки информацией о товаре и вашими логотипами. Оставьте место:

  • Для рекламы. Наклейки или впечатанные в дизайн элементы с рекламой других товаров линейки или открытия новых магазинов.
  • Для скидок. Магазин может наклеить при продаже на товар согласованные с вами стикеры со скидками.
  • Для промоакций. Наклейки или пропечатанные партии акций по типу «2 по цене 1», возможность выиграть приз за покупку и регистрацию на сайте.
  • Для символики. На многих товарах размещается специальная символика — соответствие государственным стандартам по утилизации, сертификации продукции и другие символы.

Но пустое пространство не означает кусок белого картона на коробке. Например, можно «залить» всю упаковку матовым цветом, потом на этом фоне расположить логотип, контактные данные, ссылки на соцсети. В этом случае между такими блоками нужно оставить промежутки, чтобы элементы не сливались в сплошное пятно.

Сколько времени потребуется.

Сроки подготовки не могут быть жёсткими. На них влияют разные факторы — сколько элементов нужно нарисовать, насколько это сложно сделать дизайнеру.
Запаковать скраб в дой-пак и наклеить разработанную этикетку — это одни временные затраты, а нанести дизайн на баночку, где будет скраб, эту баночку упаковать в разработанную обечайку или коробочку с фирменной вырубкой и технологией, а также предусмотреть внешнюю транспортную оболочку при доставке — другие. Вроде один и тот же продукт, но упаковать его можно по-разному.
Алексей Фролов,
графический дизайнер
Алексей Фролов, графический дизайнер

Что ещё учесть при дизайне упаковки

Подготовьте информацию для упаковки. Что можно размещать на упаковке:

  • название;
  • состав;
  • логотип бренда;
  • изображение;
  • штрихкод.
-16
Возможная маркировка на упаковке товара. Источник: ria.ru
Возможная маркировка на упаковке товара. Источник: ria.ru

Проверьте, не вводит ли в заблуждение упаковка. Тара должна информировать покупателя о том, что находится внутри. Например, пакет детского сока не должен выглядеть как банка энергетического напитка, иначе её не купят родители. Упаковка должна чётко отражать и объяснять, что находится внутри.

Изучите цифровой макет. Это пробный 3D-макет упаковки, на котором размещается вся информация. Обычно делается на фоне реалистичного изображения, чтобы показать, как будет смотреться в реальной жизни. Делается для наглядности, чтобы стало легче представить товар на полке и у клиента.

Цифровой макет упаковки. Источник www.dreamstime.com
Цифровой макет упаковки. Источник www.dreamstime.com

Изучите пробную физическую копию. У этой копии более техническая роль — проверить, соответствует ли дизайн и размеры правильным измерениям, поэтому и требований к материалу почти нет. Физическая копия печатается на обычной бумаге или картоне, из этого собирается упаковка. Нужно только оценить, правильно ли собирается и держится упаковка, какие части изображения оказываются на виду у покупателей и насколько мелким получится текст.

Физическую копию можно заказать в типографии. Некоторые типографии сделают её бесплатно, если у вас большая партия товара, а это крупная типография.