Найти тему
Герои и битвы

"Мрак, гром и молния": весомый аргумент Ивана Грозного для Ливонских крепостей

Небольшой эпизод Ливонской войны (1558-1583), показавший насколько мощной была роль артиллерии, добывавшей победы русскому царю Ивану Грозному. В 1558 году русские войска осадили замок Нойхаузен. Комендант крепости рыцарь Йорг фон Икскюль, не смотря на то, что силы его были значительно меньше, решил отстоять замок. Дрались немцы умело, что и было отмечено летописцем: «билися немцы добре жестоко и сидели насмерть». Для того, чтобы избежать больших потерь, русские воеводы решили не бросать своих людей на взятие стен Нойхаузена, а предоставили слово артиллерии.

Стрельцы сумели поставить туры (большая плетеная корзина, наполненная грунтом, защищавшая осаждавших от выстрелов из крепости) близко к стенам замка. Укрывшаяся за турами артиллерия начала свою работу. Калибры пушек были таковы, что их выстрелы были слышны соседнем замке в 30 верстах от Нойхаузена так, что слушавшие канонаду немцы даже не подумали выдвинуться на помощь своим боевым товарищам. Вскоре была разрушена башня замка ("стрельница"), а его стены получили серьезные повреждения. Воины немецкого гарнизона оставили свои позиции и ушли в цитадель (внутреннее укрепление, последний опорный пункт в случае падения основных укреплений крепости). При обстреле Нойхаузена русские артиллеристы не ограничивались ядрами весом в несколько десятков килограмм, применяя также зажигательные снаряды.

Современники, мусульмане сталкивавшиеся с этим оружием русских во время казанских походов, дали ему подробное описание: «Эти снаряды снаружи опоясаны железом, внутри кованой меди положены белая нефть и сера, соединены и укреплены малюсенькие ружья, приведенные в готовность положенной дробью из 4–5 свинцов, и ими стреляли темной ночью словно «как дождевая туча с неба. В ней – мрак, гром и молния"

После того, как артиллерия ударила и по цитадели, Йорг фон Икскюль не стал дожидаться штурма и, сняв флаг, капитулировал. Победители сохранили немцам жизнь, отпустив всех, кто не захотел перейти на службу "великому государю Ивану".

(Источник: В.В. Пенской. Очерки истории Ливонской войны)

Читайте: "Ушел магистр прочь со срамом": подвиг 300 русских "спартанцев", которым не давали ни одного шанса