А вы задумывались над тем, как на протяжении веков относились к людям с ограниченными возможностями?
С удовольствием проведу экскурсию в далекое прошлое рассмотрев в разрезе периодов изменение отношения государства и общества к инвалидам Эти периоды предложил Н. Н. Малофеев, советский и российский учёный-психолог и педагог, профессор.
Первый период (IХ в. до н.э. – 1198 г.) В этот период цивилизация прошла путь от агрессии и нетерпимости (законов Ликурга, Спарты) до осознания необходимости заботы о людях с отклонениями. Например, в Спарте старейшины принимали решение о дальнейшей судьбе новорождённых. Если «ребёнок был тщедушным и безобразным, его отправляли к Апофетам (так назывался обрыв на Таигете), считая, что его жизнь не нужна ни ему самому, ни государству». И только в 1198 году был открыт первый приют для слепых в Баварии.
В России первый период начался в Х веке, а закончился только 1704 году, в период христианизации Руси и возникновением монастырских приютов и госпиталей для сирот, нищих и убогих. Появились Указы Петра I о запрете умерщвлять детей с врожденными дефектами.
Второй период (ХII – ХVII века) характеризуется признанием целесообразности обучения детей с сенсорными нарушениями. Были открыты первые спецшколы в Петербурге для слепых и глухих (1806-1807).
Третий период (конец ХVIII- начало ХХ века) именно в этот период создается параллельная образовательная система специального образования для трёх типов спецшкол: с нарушением слуха, зрения, умственно отсталых. В 1927 году был издан закон о Советском всеобуче.
Четвертый период (1927-1991гг.). Это путь осознания необходимости обучения всех детей с отклонениями в развитии. Были проведены мероприятия по усилению работы по воспитанию и обучению умственно отсталых, глухонемых, слепых и подростков.
Пятый период (70-е гг. – конец ХХ века). Это период перехода от изоляции к интеграции. Начинает формироваться новая культурная норма - уважение к различиям между людьми. Специальные школы признаются сегрегационными, а изоляция – считается нарушением прав ребенка. Количество спецшкол сокращается, а увеличивается количество классов в общеобразовательных школах. Этот период совпадает с распадом СССР, Россия ратифицирует Конвенцию ООН «О правах ребенка», «О правах умственно отсталых». Происходит переосмысление государством и обществом прав человека, ребенка, инвалида.
Как видите, новая культурная норма – уважения к людям с ограниченными возможностями появилась в нашем обществе не так давно.
Хорошо, что законы Спарты в далёком прошлом! Теперь инвалидам можно не бояться оказаться сброшенным со скалы в обрыв! Программа «Доступная среда» в действии, а значит качество жизни инвалидов в нашей стране будет неуклонно улучшаться!
Всем Здоровья!
#инсульт #лфк #реабилитация #здоровыйобразжизни #инвалидность