Найти в Дзене
ПРИВЕТ, РОДИТЕЛЬ!

Почему первенцы — лидеры, а единственные дети в семье — творческие натуры

Размер семьи может изменить структуру мозга, говорят исследования.

Дети-первенцы на 30% чаще становятся менеджерами и занимают руководящие должности, а единственные дети в семье, как правило, покладисты и более креативны по сравнению с детьми, выросшими с братьями и сестрами. Таковы результаты двух отдельных исследований, опубликованных еще несколько лет назад.

В первом исследовались дети-первенцы из Швеции, а второе исследование было сосредоточено только на детях из Китая. Ученые обеих работ пришли к одному и тому же общему выводу: порядок рождения и размер семьи может влиять на развитие мозга.

Исследование первенцев, в котором изучались только шведские мальчики, показало, что дети-первенцы чаще задерживаются в школе, чтобы принять участие в спортивных секциях и интеллектуальных кружках, дополнительных занятиях, ответственно и хорошо выполняют домашнее задание и в целом обладают более высоким IQ.

Различия между братьями и сестрами были связаны с динамикой семьи в первые годы жизни детей. Во-первых, наличие большего количества детей означает, что родители могут тратить меньше времени на каждого ребенка, а по мере снижения родительских вложений снижается и IQ детей.

Во-вторых, когда братья и сестры соревнуются за любовь своих родителей (или за мороженое, или за игрушки), они занимают определенные ниши — старшие братья и сестры демонстрируют свою компетентность и силу, в то время как младшие братья и сестры разрабатывают более творческие стратегии, чтобы привлечь внимание. Этот эффект особенно заметно проявлялся в семьях, где младший брат соперничает со старшим. Младшие братья с гораздо большей вероятностью станут представителями «творческой» профессией — например, архитектором, писателем, актером, певцом или фотографом, — если у них есть старшие братья, а не старшие сестры.

-2

Исследователи исключили генетические факторы. Более того, в ходе исследования они обнаружили, что дети, рожденные позже, могут быть здоровее, чем первенцы. Тем не менее, выводы о порядке рождения сопровождается предостережениями. Поскольку практически все они являются наблюдательными и ретроспективными, невозможно доказать причинно-следственную связь и исключить другие причины, по которым конкретная группа населения может демонстрировать явные лидерские качества, а не культивировать тихое творчество.

Во втором исследовании, посвященном поведению и развитию единственного ребенка в семье, приняли участие 250 китайских школьников. И в нем имело место сканирование мозга в дополнение к поведенческим тестам. Единственные в семье дети имели средний IQ, но при этом демонстрировали более высокие уровни, по крайней мере, по одному показателю креативности и более низкие уровни готовности к компромиссам.

Исследователи обнаружили, что у единственных детей в семье также была повышена мозговая активность в надмаргинальных извилинах, которые отвечают за воображение, планирование, восприятие, обработку языка. Надмаргинальная извилина участвует в интерпретациях тактильных сенсорных данных и в восприятии пространства и расположения конечностей, также участвует в распознавании поз и жестов других людей и, таким образом, является частью системы зеркального нейрона. Но при этом была отмечена сниженная активность в медиальной префронтальной коре. Эта область мозга вовлечена в планирование сложного когнитивного поведения, проявления личности, принятия решений и регулирование социальным поведением. Другими словами, дети-одиночки мало заботились о том, чтобы стараться быть приятным для социума.

-3

Идея о том, что порядок рождения может формировать личность, восходит как минимум к 1920-м годам, когда Альфред Адлер (один из близких друзей и последователей Зигмунда Фрейда, основал новое направление в психологии и психотерапии — индивидуальную психологию) предположил, что у первенцев развивается «вкус к власти» в раннем возрасте, поскольку они могут доминировать над своими младшими братьями и сестрами и зациклены на том, чтобы избежать «свержения» с престола принца в семье.

В 2013 году была опубликована статья «Стратегическое воспитание, порядок рождения и успеваемость в школе» , ее авторы Джозеф Хотц, профессор экономики Университета Дьюка, и Хуан Пантано, профессор экономики Вашингтонского университета в Сент-Луисе, использовали американские данные, чтобы показать, что успеваемость в школе снижается с порядком рождения. В этой статье, в частности, были приведены результаты опроса родителей: на вопрос, как они отреагируют, если ребенок принес домой плохие оценки, подавляющее большинство родителей заявили, что вряд ли будут наказывать своих более поздних детей.

Ангелина Реймхе