"Корзина денег?" - услышав название книги, переспросит незнакомый с мемами читатель попредприимчивей. А может, "Кот Зины - гений"? Второе - ближе к истине, хотя книга не про Кота, а про Змея (так расшифровывается имя Снейка).
Книга по большей части научная фантастика, потому что почти вся посвящена подробнейшему пересказу игр серии (с диалогами и описанием окрестностей). По сути, это сюжет серии Metal Gear, история о суперагенте Солиде Снейке, международных организациях с двойным дном и теориях заговора. Другим играм Кодзимы уделяется преступно мало времени (а две из них навеяны «Бегущим по лезвию бритвы»!).
Хотите сложить представление об этой книге, не читая ее? Вспомните название какого-нибудь фильма (желательно понравившегося, но не настолько, чтобы смотреть десятки раз), откройте Википедию и почитайте краткое содержание. И наверняка вы подметите, что многие лучшие моменты смотрятся безжизненно в виде голого текста.
Эту книгу часто характеризуют двумя словами: «прохождение – 70%, шизофрения – 20%». Кто-то повежливей вместо «шизофрении» пишет «психоанализ». Но чтение от этого не легче. Подробно писать про книгу – дело неблагодарное. Это будет пересказ пересказа.
Судить игры Кодзимы по сюжету – это преступление. Потому что в отрыве от игры он может казаться сумбурным и бредовым.
Вот вам яркий пример (этого нету в книге, и я не буду говорить, какая это из частей Metal Gear, но все равно можете пропустить абзац, если не хотите спойлеров):
Советский агент Владимир Задорнов пробрался на американскую базу в Коста-Рике и перепрограммировал гигантского робота на ядерный удар по Кубе.
И говорит: «США - конец! Весь мир подумает на вас – ведь это с вашей базы полетит ракета!».
Вот такие вот (нелогичные!) повороты типичны для серии. Но в играх их искупает грамотная постановка сцен и увлекательные вылазки в тыл врага между ними. Читать же это на полном серьезе, да еще и в конденсированном виде – тяжело.
Насколько серия Metal Gear Solid запутана – можно понять по тому, что хронологически первой считается третья часть. А сюжетно продолжает ее… Пятая! (кстати, дальнейшие события происходят в старинных Metal Gear 1 и 2, без приставки Solid). Ну а завершает серию… Правильно, четвертая. Кстати, в книге пересказаны только первые две части Metal Gear и Metal Gear Solid (это разные игры). То есть, всей правды вы так и не узнаете.
Мир Кодзимы – это как бы наш мир последнего времени. Но живет он по законам «Звездных Войн»: Роботы, киборги, злодеи в масках, клоны, генетические мутации, оружие массового поражения и потерянные конечности в качестве двигателя сюжета.
И для кого это написано? Фанаты серии и так прекрасно все знают, а некоторые домыслы автора (например, часто высказывается тезис, что Кодзиму хлебом не корми, дай поиздеваться над поклонниками) весьма спорны.
Те же, кто в игры не играет – увидят причины своей нелюбви к ним. Бредовость, инфантильность и даже извращенность (автор слишком много времени уделяет, скажем так, отдельным частям тела персонажей, обсуждает их, вспоминает уже потом отдельные сцены).
Поначалу все читается довольно живо. Оно и понятно, ранние игры относительно примитивны в технологическом плане. И создатели были вынуждены в целях повествования напирать на текст. Такое легко пересказать в книге, мало чего упустив.
Но после прошлые события начинают наслаиваться, выходит вперед социальный и политический комментарий.
И, конечно же, бросается в глаза вторичность сюжета: Герой списан со Змея Плискена из «Побега из Нью-Йорка», часто пересказываются отдельные эпизоды из Джеймса Бонда и других боевиков. То, на что интересно посмотреть, а вот читать – не очень.
К слову, режиссер "Побега" Джон Карпентер знал об этом заимствовании, но судиться не стал, потому что по его словам "Кодзима - славный парень". А вот Люка Бессона засудил на кругленькую сумму. И об этом интереснейшем факте в книге ни слова!
Стиль тоже не самый увлекательный. Буквально одни и те же предложения повторяются по несколько раз.
Вообще, если оставить оригинальное название книги «Код Кодзимы» – все становится на свои места. Это расшифровка сюжета игр его команды (чьим заслугам уделено преступно мало времени). А с названием «Кодзима – гений» – ожидаешь подробной истории пути к успеху японского разработчика игр и его характера. Последнему уделяется совсем немного, и есть подозрение, что автор, грубо говоря, наврал. Кодзима в жизни производит впечатление трудолюбивого и скромного (запомнилось, как он просил у жены денег на пиво) человека, а тут он местами эгоцентричный и тщеславный. По версии автора, он часто саботирует свои же творения: то войну переводчику устраивает, то откровенно «подставляет» собственных работодателей и поклонников.
Существует вторая часть книги. Она пока что не переведена. И на русском «письменного объяснения» того, как Большой Босс дошел до жизни такой, нет. А ведь там одну из главных ролей играет СССР. Именно оттуда пассаж в начале статьи про Владимира Задорнова.
В итоге книга напоминает скверный анекдот.
- Слушал Паваротти – ерунда полная!
- Что, ходил на концерт?
- Нет, мне Васька напел.
И с Кодзимой так же. Чтобы оценить по достоинству, про него не надо читать. В него надо играть.
Благодарим Вас за внимание! Будем рады любой Вашей оценке или комментарию! У нас также есть материалы про комиксы по мотивам Quake и World of Warcraft.