«Они вышли из палатки, раздался сухой треск, по ноге что-то хлестануло. Маршал Карло Капрас глянул вниз – панталоны заливала какая-то слизь.
– Это ещё что такое? – рявкнул он.
– Бешеный огурец, – Николас указал ногой на розетку невзрачных листьев, вокруг которой расположились похожие на колючие огурчики плоды на длинных черешках».
В. Камша, «Лик победы».
Да-да, бешеные огурцы в этернском цикле – это именно бешеные огурцы, а не нечто придуманное, но со знакомым названием. В прошлой статье я писала о том, что Вера Викторовна не стала придумывать радикально «иномирную» растительность, а во многих случаях даже оставила за растениями их привычные земные названия. Писала я и о том, почему мне это решение кажется удачным.
На примере этой цитаты я хочу показать ещё одно: если Ваш герой не ботаник и вообще не биолог, описывать растительность во всех подробностях необязательно. Деревья могут оставаться безымянными «кривыми деревцами», кусты – «колючей пакостью с мелкими листьями». Но и полная абстракция выглядит нехорошо; для того чтобы этого избежать, можно выбрать какое-либо одно растение и «держать» его в голове и тексте, упоминая от случая к случаю.
«Алва <…> поднял камешек и швырнул в жесткую траву. Раздался треск.
– Созрел, – в голосе Ворона послышалась нежность. – Фокио, как вы их называете?
– Бешеные огурцы».
В. Камша, «Лик победы».
Бешеные огурцы в фельпских эпизодах книги, несомненно, стали запоминающейся и очень «настроенческой» деталью. Честно говоря, другие образчики местной растительности из этих эпизодов мне не запомнились. Возможно даже, их вообще не было. Зато в этих эпизодах есть упоминания климата: сухая и жаркая погода летом, мягкая субтропическая зима. Одно это уже позволяет реконструировать растительность, ведь речь идёт о климате, который принято называть средиземноморским.
Так что же, какие же растения остались «за кадром»?
Если брать современное Средиземноморье, то основу его растительности составляют жестколистные вечнозеленые кустарники и невысокие деревья: олеандр, земляничное дерево, лавр, средиземноморские дубы. Их заросли высотой до трёх метров труднопроходимы из-за колючих лиан, таких, как сассапариль. Именно этот тип растительности называют «маквис» или «маккия».
В тех местах, где почва более сухая и каменистая, можно увидеть ещё более разреженные и низкорослые кустарники; зато в них встречается множество ароматных, ярко цветущих трав: лаванда, орхидеи, дикие тюльпаны, нарциссы – всего не перечесть. Это уже не маквис, а гарига, хотя некоторые кустарники здесь и там одинаковы.
Но Средиземноморье было таким не всегда, и это стоит учитывать. Дело в том, что и маквис, и гарига – вторичные сообщества, сформированные благодаря длительному соседству с человеком. До неолитической революции, то есть до распашки почв и начала животноводства в Средиземноморье преобладали дубовые леса, иными словами, леса из медленно растущих деревьев-долгожителей с жестколистными кустарниками в подлеске. Однако люди начали их вырубать – как для получения ценной, очень твёрдой древесины, так и для расчистки земель под свои нужды. И лишь ещё позже остатки дубовых рощ стали считать священными.
Так что, если ваш герой попал на необитаемую планету, не забудьте о дубах с твёрдой, словно камень, древесиной. Ну а если вам требуется романтическая сценка с героиней, чей подол будет безнадёжно цепляться за все колючки подряд, вам прямая дорога в гаригу!
©Татьяна Виноградова для Синего Сайта
Не пропустите новые публикации, подписывайтесь на наш канал, оставляйте отзывы, ставьте палец вверх – вместе интереснее! Приносите своё творчество на Синий Сайт! Самые интересные работы познают Дзен!
#синий сайт #полезно для авторов #литература #биология