После вступления на пост донского войскового атамана Платов обнаружил множество проблем по внутреннему устройству Донского края, требовавших немедленного решения. На долю нового атамана, прежде всего, выпала нелегкая задача по переносу столицы Войска Донского из Черкасска на новое место.
Черкасск, бывший столицей Земли Войска Донского с 1644 года, ежегодно подвергался наводнениям, весной и в начале лета, затрудняя административную, политическую и торговую жизнь. В 1802 году для решения проблемы наводнений из Петербурга в казачью столицу Черкасск прибыл французский инженер Антонио де Романо. (Романо Антонио Людовик, де (1768-1837) - французский инженер, историк, философ. В 1802-1803 гг. жил в г.Черкасске Земли Войска Донского (ныне станица Старочеркасская Ростовской области). Автор книг «Краткое начертание главнейших правил военачальнической науки» (СПб.,1802) и «Философский взгляд на земли, заселенные донскими казаками» (на франц. яз. Милан, 1807). Член Академий наук нескольких итальянских государств). В течение восьми лет этот уроженец Сицилии состоял на русской службе, дослужившись до чина подполковника свиты его императорского величества по квартирмейстерской части. Де Романо разработал оригинальный проект спасения «Донской Венеции» - как называли Черкасск путешественники – от бедствий ежегодных наводнений. Он предлагал обваловать город, сочетая обваловку с прорытием каналов на месте речек, в изобилии опоясывающих окрестности Черкасска, для быстрого стока воды в Дон и Азовское море. Но для осуществления этого проекта нужны были немалые средства, которых в войсковой казне не нашлось и тогда решено было перенести донскую столицу на новое место.
И начались поиски места для новой столицы Дона. Платов лично побывал на Черкасских буграх, в Аксае, Заплавской, Маныской и других станицах Дона. Но все эти места не понравились атаману. Наконец, решено было остановиться на урочище Бирючий Кут – возвышенности, расположенной между реками Аксай и Тузлов, недалеко от Черкасска.
Французский инженер Франц де Волан, (*Волан Франц Павлович, де (1752-1818) – инженер-генерал (полный генерал). Родился во Франции, с октября 1787 г. на русской службе. Его деятельность связана с Доном. Разработал проект новой столицы Дона г. Новочеркасска, осуществив его закладку. Увеличил километры судоходства на реке Маныч. Детально продумал будущий канал Волга-Дон. В 1804 г. скорректировал план Таганрогского порта. Умер и похоронен в Петербурге), специально присланный для этого дела на Дон, начертил план будущей столицы Земли Войска Донского. Седьмого ноября 1804 года Платов представил его на утверждение императору Александру Первому. К плану прилагалось описание улиц, площадей, где должны были быть построены соборная и приходские церкви, войсковая канцелярия, гимназия, гостиный двор, лазарет и многое другое. Император, рассмотрев план города, утвердил его.1
Пройдет много лет, и Александр Первый за два месяца до смерти по пути в Таганрог, в октябре 1825 года, побывает в Черкасске и в войсковом Воскресенском соборе станицы Старочеркасской царь будет возносить «умиленные молитвы», а донские казаки установят на том месте тяжелую чугунную плиту в память пребывания императора в разжалованной донской столице.
Сразу же после утверждения плана новой столицы Дона начались работы по ее закладке. Для строительства административных и общественных зданий Новочеркасска - как стала называться новая столица Дона – был назначен производитель работ. Им стал инженер - капитан Ефимов, который до этого руководил высыпкой дамб в Черкасске.2 Под его команду было отдано два полка донских казаков (так называемые Рабочие полки). Кроме того, к работам по строительству Новочеркасска Платов привлек малороссиян, приписанных к донским станицам. В их обязанности входила доставка строительного материала на собственных подводах. Казаки некоторых станиц участвовали в строительстве новой донской столицы в качестве мастеров и рабочих. Войсковым архитектором стал Бельтрами. К моменту закладки города «было приготовлено очень много материала различного рода».(Кириллов А. Основание города Новочеркасска. С.10).
18 мая 1805 года по приказу войскового атамана тысячи казаков с воинскими знаменами и регалиями были вызваны для участия в церемонии закладки новой столицы Дона. От каждой донской станицы здесь присутствовало по три подростка: этим Платов хотел продлить в народе память о столь знаменательном для Дона событии. Ведь Черкасский городок был выбран казаками в качестве столицы в далеком 1644-м году, о том времени сохранилась память, скрытая в документах, которые мало кто из донцов читал. Не все знали, что первой столицей донских казаков являлся Раздорский городок, продолжавший существовать и в 1805 году, но уже ставший станицей Раздорской. Затем центр Дона переместился в Монастырский городок: это произошло в 1620 году. Он являлся казачьей столицей до памятного 1637 года, когда донцы захватили Азов и перенесли туда свой главный городок. Последней столицей Донского края – самое продолжительное время – был город Черкасск, родина Платова. И вот теперь, в 1805 году, Черкасск был «разжалован» из столицы в станицу, а на Бирючьем Куту строилась новая донская столица – Новочеркасск.
Здесь прежде всего заложили войсковой собор во имя Вознесения Христова. Место, где должны были построить собор, освятил епископ Воронежский и Черкасский. (Рапорт М.И.Платова императору Александру 1 от 10 июня 1805 г. // СОВДСК. Вып.2. Новочеркасск, 1901. С. 97). В его основание, в специальный кирпичный футляр, над которым был сооружен кирпичный склеп, Платов положил специальную серебряную доску в позолоченном ларце. Трехкилограммовую памятную серебряную доску предварительно отдали граверному мастеру, который мелкой вязью написал: «Город Войска Донского, имянуемый Новый Черкасск, основан …лета от Рождества Христова 1805 года - мая 18 дня, который от сего существовал 235 лет при бреге Дона на острове от сего места прямо на юг расстоянием в 20 верст под названием Черкасска». (Кириллов А. Основание города Новочеркасска. С.11).
Затем была заложена Александро-Невская церковь, гостиный двор, войсковая канцелярия, гимназия. После этого начались грандиозные народные гуляния.
В огромном шатре, установленном специально для этого случая командой казаков, были накрыты столы для трехсот наиболее знатных персон во главе с войсковым атаманом Платовым. Для остальных участников закладки новой столицы Дона накрыли длинные столы прямо под открытым небом.
Торжества сопровождались состязаниями, стрельбой из пушек и ружей. Одно из таких состязаний привлекло всеобщее внимание, заставив и Платова покинуть пиршественный стол и наблюдать за соревнованиями казаков.
Еще в самом начале торжеств народ приметил, что на специально сооруженном возвышении был установлен огромный жареный бык с позолоченными рогами и покрытый алой тафтой. Внутри быка обильно нафаршировали разными жареными птицами. Тому, кто первым доберется до него и доставит атаману бычью голову, была обещана награда в двадцать пять рублей, деньги, весьма немалые по тем временам.
По знаку распорядителя торжеств начались состязания. При всеобщем шуме и суете проворней других оказались всегда медлительные артиллеристы. Они прорвались сквозь огромную толпу жаждущих получить награду и, сорвав голову быка, приволокли ее Платову. Довольный их ловкостью, атаман тут же выплатил артиллеристам обещанное вознаграждение.
Незаметно подкрался вечер, от реки потянуло прохладой. И тут майское небо расцвело огнями праздничной иллюминации. В разных местах лагуны горели различные вензели, пирамиды, лодки, поставленные на воду.
Но, наконец, шум затих, торжества завершились, начались будни. В том же месяце состоялся переезд войскового правительства из станицы Старочеркасской в новую донскую столицу. Было время большого наводнения, вся пойма Дона обильно наполнилась бурлящими потоками воды. Переезд совершался на лодках и больших плотах. Разжалованная столица Дона знавала в своей истории опустошительные наводнения, принесшие ей много бед. Так было в 1646, 1689 годах. Затем большая вода пришла в 1740 году, ее назвали «Таракановской» – фамилии умершего в тот момент на Дону коменданта Аннинской крепости генерал-майора Тараканова. В год кончины войскового атамана Данилы Ефремова – деда первой жены Платова – Черкасск подвергся новому опустошительному наводнению, названному «Ефремовским».
В период весеннего половодья, 9 мая 1806 года, состоялся переезд войскового атамана, «обще с войсковою донскою канцеляриею» в новую столицу. ( Рапорт атамана М.И.Платова в Государственную военную коллегию. // СОВДСК. Вып.2. С.98).Зазвонили колокола всех старочеркасских церквей, нагоняя слезы горечи на глаза жителей разжалованного города. Торопливо грузились на лодки и плоты члены донского правления. И вскоре вереница лодок и плотов взяла курс на Бирючий Кут. На головной лодке, украшенной коврами, везли воинские знамена и регалии, дарованные казакам за воинские подвиги в Северной войне со шведами, в Семилетней с пруссаками и в русско-турецких войнах, Итальянском и Швейцарском походах 1799 года. За головной лодкой следовала ладья с духовенством, затем плыл атаман со штабом. Далее бесконечной вереницей, вплоть до горизонта, тянулись лодки со станичниками, переселявшимися в Новочеркасск.
Когда процессия тронулась в путь, с Даниловского бастиона и других раскатов Черкасска ухнули пушечные залпы, отдавая дань уважения старому «гнезду» казачества.
По пути движения к Новочеркасску процессия миновала хутор Красный, принадлежавший потомкам атаманов Ефремовых. С плотов и лодок хорошо был виден на островке среди безбрежного океана воды двухэтажный каменный дом под красной крышей. Платов знал, что в главной зале этого дома имелась картинная галерея, созданная по заданию и на средства атамана Данилы Ефремова. Когда-то Матвей Иванович видел там интересные портреты донских казаков – героев войн восемнадцатого века. Почетное место занимали здесь портреты самих Ефремовых – Данилы и Степана – последний являлся тестем Платова. Матвею Ивановичу запал в душу портрет знаменитого походного атамана донских казаков Ивана Матвеевича Краснощекова, погибшего в 1742 году в Финляндии и похороненного на Преображенском кладбище Черкасска, там же, где и родители Платова.
Преодолев почти двадцать верст по воде, все лодки и плоты благополучно причалили к специальной деревянной пристани, построенной в Новочеркасске. У временной войсковой канцелярии состоялась церемония официального провозглашения новой столицы Дона. После официоза состоялись красочные народные гуляния, на которых всеобщее внимание привлекли захватывающие и увлекательные скачки с участием пятисот лошадей.
Несмотря на энергичность Платова, старавшегося быстрее отстроить Новочеркасск, новая донская столица росла медленно. Строители по ряду причин не укладывались в предусмотренные сроки, жители других донских станиц не горели особым желанием переселяться сюда с насиженных мест, где веками жили их предки. Особо упорствовали в этом старочеркасские казаки. Платов, потеряв терпение, от уговоров перешел к действиям и велел принародно сечь непокорных казаков, не желавших переселяться в Новочеркасск, что вызывало в них еще большее озлобление и против атамана и против новой столицы.
А в Новочеркасске тем временем назрели новые проблемы. Не хватало питьевой воды, из-за плохой проходимости по рекам Аксаю и Тузлову не развивалась торговля. Чтобы решить проблему судоходства по Аксаю, Платов вытребовал из Петербурга особого чиновников департамента водных сообщений полковника Пеккера, который несколько лет кряду занимался проблемой «открытия судоходства по реке Аксаю», достигнув в этом определенного прогресса, хотя полностью решить поставленную Платовым задачу по природному мелководью Аксая так и не смог.
Михаил Астапенко, историк, член Союза писателей России.
Глава из книги М.П. Астапенко «Вихорь-атаман». Ростов-на-Дону, 2013. С. 70-74.