«Голландская болезнь» российской экономики
В 1959 году на севере Нидерландов открылось Гронингенское газовое месторождение, благодаря которому увеличился экспорт газа, что совершенно неожиданно привело к увеличению инфляции и безработицы, падению экспорта продукции обрабатывающей промышленности. Казалось бы, причём тут Россия?
Под «голландской болезнью», или эффектом Гронингена, понимается резкое укрепление национальной валюты государства за счёт бурного роста экспорта. И если сначала за счёт валюты спрос на импорт растёт и всё прекрасно, то спустя какое-то время в стране может наступить пушистый северный зверёк песец из-за перекоса в экономике — везде нужен баланс.
Многие российские экономисты переживают, что из-за сильного рубля он нарушен. С одной стороны, сохраняется приток экспортной валюты, пусть и через «костыли» в виде Газпромбанка, а с другой существуют такие проблемы, как изоляция от мирового рынка, а также сокращение импорта и инвестиций.
Почему-то все забывают, что на экспорт недр приходится «всего» около 57% (это без сельского хозяйства, металлургии и др), а импортируем мы в основном машины и оборудование — около 48%. Благодаря этой диверсификации ситуация не такая плохая, как о ней все говорят, но симптомы есть — это стоит признать.
Следует упомянуть ещё аргументы против: новую валютную политику Кремля, импортозамещение (знаем, что вы сейчас подумали, но его нельзя отрицать), различные фонды (не ФНБ ) единым!) и возможность в любой момент «поиграться» с налогами, например, введя прогрессивную шкалу налогообложения, до слёз обрадовав российских олигархов. Какой уж тут эффект Гронингена?
Из-за санкций замещения импортом важных отраслей экономики нет, потому что сократился этот самый импорта. Зато вся эта геополитическая кутерьма может подстегнуть их развитие, если в очередной раз не проспать вспышку. Но это уже другая история.
Источники материала: "Думай сам", "Кабинет Инвестора".