Окончание, начало по ссылке.
Тема статьи о взаимоотношениях в офицерской среде, о том, кто такой офицер и что он представляет из себя в глазах граждан страны-пример для подражания или для отчуждения.
"Человек воюющий-это особое явление не только социальное, но и психологическое"
Е.С.Сеневская -Психология войны в XX веке.- Исторический опыт России. Российская политическая энциклопедия, М.; 1999
Сегодня можно только удивляться тому, что вопросы психологии человека военного, в основном офицеров, были широко разработаны именно в Российской империи 19-го столетия. И не только разработаны, но и во многом учтены в практике воинских уставов, наставлений и памяток, рекомендованных к применению.
"Влияние офицера должно быть основано не на одном мундире, но на нравственном превосходстве"
Блондель А.Л. -Взгляд на обязанности и дух военного звания- Спб., 1836, с.49
К Двадцатому столетию в российской императорской армии (и флоте) статус офицера сформировался не только законодательно, но и неформально, в области идеологии и морали.
"С понятием офицерской чести неразрывно была связана неприкосновенность личности офицера. Ничто, кроме оружия, не могло касаться его. На страже неприкосновенности его личности стояли и закон, и моральные нормы. Офицер не мог подвергаться каким бы то ни было наказаниям, затрагивающим его достоинство как человека.
Офицер и тот, кто собирался им стать, не мог, естественно, подвергаться телесным наказаниям.
Более того, офицер, подвергшийся оскорблению действием, т.е. побоям, должен был уходить со службы, поскольку считалось, что пребывание среди офицерского корпуса публично униженных людей наносит ущерб офицерскому званию, как таковому."
С.В.Волков -Русский офицерский корпус- М. Военное издательство. 1993, с.190-191
В первые годы большевистской власти создание Красной Армии сопровождалось попыткой привить нечто подобное в вопросах этики отношений.
"Книжка красноармейца" 1918 г.
В процессе дальнейшего развития вооруженных сил большевистской России из декларированного морально-волевого качества красного командира преобладающим стало волевое.
Взятые за основу формирования рабоче-крестьянской Красной армии и флота классовая борьба, социальный принцип и установка на отмену всего старорежимного, не могли привнести в вооруженные силы Советов ни общей, ни военной культуры.
Все социальные слои общества имеют специфические особенности-они с этими особенностями родились, жили, они с ними сроднились настолько, что сами их не замечают, не видят в них ничего особенного, потому-то грубость, а часто и рукоприкладство в командирской (офицерской) среде РККА не являлись каким-то исключением, не влекли наказаний, а часто напротив.
"Приходили жалобы в дивизию, и командованию приходилось с ними разбираться. Попытки воздействовать на комбрига успеха не имели. И мы вынуждены были в целях оздоровления обстановки в бригаде, выдвинуть Г.К.Жукова на высшую должность".
-Военно-исторический журнал- (ВИЖ) К.К.Рокоссовский о Г.К.Жукове 1988. №10, с.17
К началу Великой Отечественной войны вызрела целая плеяда советских военачальников, выделявшихся специфическими методами воспитательной работы среди подчиненных командиров.
Возьмем только высший командный состав РККА, что в войну командовали фронтами и армиями. На том уровне "прикладной воспитательный процесс" касался соответственно и высших начальников, независимо от звания, состоявших на должностях командира полка-дивизии-корпуса.
Будущие маршалы войны Еременко, Конев, маршал Буденный имели привычку "поднести кулак" к лицу провинившегося, по их мнению командира, невзирая на звание и должность. Про Еременко и Конева вовсе свидетельствуют, что били те своих подчиненных командиров палками, с коими из-за ранений не расставались всю войну.
"...широко разъяснять начальствующему составу, что самосуды, рукоприкладство и площадная ругань, унижающие звание воина Красной Армии, ведут не к укреплению, а к подрыву дисциплины и авторитета командира и политработника".
Из секретного приказа Сталина №0391 от 4.10.1941 года "О фактах подмены воспитательной работы репрессиями."
В настоящей статье вовсе не ставлю своей задачей пересказать многочисленные свидетельства очевидцев и собирателей подобных фактов.
Если вернуться к рабоче-крестьянской сущности Красной Армии, то на первый взгляд все естественно:
-Еременко А.И. (1892-1970) из бедных крестьян Луганской области Украины, без базового образования, в последствии проучившийся на разных курсах повышения квалификации начальствующего состава РККА.
Правда в 1931-1935 годах обучался в ВА им. Фрунзе;
-Конев И.С. (1897-1973) из бедных крестьян Вологодской губернии, образование-ЦПШ и четыре класса земского училища, затем курсы усовершенствования и сокращенный курс ВА им Фрунзе;
-Жуков, Буденный, Гордов, Москаленко, Кулик....., из той же среды, с таким же образованием и манерами управления.
Но вот другие примеры.
Военачальники из социальных низов, так же без базового образования и, казалось бы, без "базовой культуры", но которые поднялись над своим социальным слоем в морально-волевом отношении:
-Тимошенко С.К. (1895-1970), из бессарабских крестьян, 4 класса ЦПШ и курсы усовершенствования комсостава РККА;
-те же Рокоссовский К.К., Горбатов А.В. и многие другие советские полководцы.
Никто из исследователей нашей военной истории не подсчитал и не сравнил боевые потери в войсках, управляемых"держимордами" и "морально-волевыми" командирами.
А это крайне важный фактор для развития вооруженных сил страны.
"...командир полка майор В.С.Раевский, его заместитель по политической части майор Бабкин и начальник штаба майор А.И.Авдеев систематически применяли физические меры воздействия к своим подчиненным бойцам и командирам".
Из доклада председателя военного трибунала 3-го Белорусского фронта.
Каким образцам преемствует наш офицерский корпус?
"Окончив разговор, я был в недоумении: почему такой тон, почему оскорбления? Ведь командующий меня совсем не знает, только позавчера мы прибыли в его распоряжение..."
Горбатов А.В. "Годы и войны" М.Воениздат, 1989
Горбатов пишет про генерала Москаленко К.С., командующего 38 армией Юго-Западного фронта с марта по июнь 1942 года.
Горбатов командир обескровленной 226 стрелковой дивизии, только что переданной в распоряжение 38 армии, получает от Москаленко приказ за приказом атаковать одно и то же, усиленное немцами, направление. Дивизия несет неоправданные потери.
Следом за приказами "атаковать" командующий шлет семь угроз трибуналом и взысканий всему командному составу дивизии.
Горбатов потребовал от командующего армией Москаленко объяснений в присутствии маршала Тимошенко, командовавшего Юго-Западным направлением.
"Главком выслушал меня очень внимательно и, обращаясь к командарму сказал:
-Я же вас предупреждал, что грубость ваша недопустима, но вы, как видно, не сделали нужного вывода. Надо с этим кончать."
Горбатов А.В., там же.
В мемуарах Рокоссовского много случаев, когда тому не хочется обращаться к командующему фронтом Жукову, не желая нарваться на обычное хамство.
"Мне очень не хотелось, но я вынужден был обратиться по ВЧ к командующему фронтом Г.К.Жукову. Разговор предстоял не из приятных, я заранее это предвидел. Стоически выслушал все сказанное в мой адрес.
К.К.Рокоссовский -Солдатский долг- М. Военное издательство. 1988, с.67
Хамство, грубость порождают высокомерие в начальственной личности.
Самое же трагичное в военном деле-это неуважение к мнению подчиненных и формирование у командира непогрешимости личного его решения.
Тогда упертость командира обманчиво считается волей.
Известный факт из обороны Москвы осенью 1941 года.
Рокоссовский под напором немцев предлагает отвести свою армию на "истринский рубеж".
"Само водохранилище, река Истра и прилегающая местность представляли прекрасный рубеж, заняв который заблаговременно, можно было, по моему мнению, организовать прочную оборону, притом, небольшими силами. Тогда некоторое количество войск мы вывели бы во второй эшелон, создав этим глубину обороны, а значительную часть перебросили бы на клинское направление".
К.К.Рокоссовский, там же, с. 80
Известна реакция Жукова.
Вопреки разумности предложения и реальной боевой обстановке, Жуков уперся в своей амбиции командующего фронтом и запретил Рокоссовскому отвод его армии.
Известен и результат жуковского решения, за которое командующего фронтом следовало бы отрешить от командования.
Только у Сталина под рукой не было "гинденбургов".
Рокоссовский о последствиях высказался уклончиво:
"В результате же произошли неприятности. Как мы и предвидели, противник, продолжая теснить наши части на левом крыле, отбросил их на восток, форсировал сходу Истру и захватил на ее восточном берегу плацдармы".
К.К.Рокоссовский, там же, с. 82
На самом деле, немцу была открыта дорога на Москву с Северо-Западного направления, и теперь уже сам Жуков обратился к Сталину с просьбой перенести свой командный пункт дальше на восток.
Поговорка:
-Я начальник-ты дурак. Ты начальник-я дурак.-,
исключительно наша, выстраданная, российская.
Подобные отношения в офицерской среде и для мирного времени нетерпимы, а в военное - трагичны.
С уважением к подписчикам и читателям, автор.