Урок: математика
Тема: Построение треугольника, квадрата, прямоугольника
Цель: обобщение знаний обучающихся о геометрически фигурах, формирование навыков построения треугольника, квадрата и прямоугольника по точкам.
Задачи:
- способствовать развитию умения строить треугольник, квадрат, прямоугольник с помощью линейки по точкам; развитию мыслительной деятельности: памяти, воображения;
- развивать навыки узнавания данных фигур и пространственное воображение обучающихся; математическую речь;
- воспитывать интерес к урокам математики; аккуратность в ведении тетради.
Ход урока.
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Сообщение целей урока.
Математика пришла,
Нам задания принесла.
Мы научимся считать, чертить,
Решать, отгадывать, смекать.
- Ребята, кто помнит, какой праздник наша страна отмечала неделю назад? (День космонавтики)
- Кто помнит, какие планеты есть в космосе? (ответы детей)
- К нам на урок сегодня прилетел Марсианин. Он очень хочет с вами познакомиться, узнать как вы живёте, чем занимаетесь, и хочет найти новых друзей.
- Ребята, посмотрите, Марсианин какой-то бледный, печальный, ему, наверное, негде жить. Как можно ему помочь? (ответы детей).
- Правильно, нужно построить дом. Нам нужен строитель.
- Среди вас есть строители? Чтобы вам превратиться в строителей, нужно расположить карточки с цифрами по порядку от меньшего к большему. (карточки от 1 до 8)
Устный счёт:
- сосчитать от 1 до 8
- в обратном порядке
- от 3 до 8
- от 7 до 2
- назовите соседей числа 6, 4
- назовите предыдущее число числу 7
- назовите последующее число числу 5
- назовите соседей числа 3, 7
Ну, теперь вы настоящие строители.
- Из чего же мы будем строить дом?
- Посмотрите на доску. Что вы видите? (геометрические фигуры)
- Какие фигуры перед вами? (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, куб)
- Давайте хором назовём все фигуры. Посмотрите на фигуры внимательно, и скажите, какая лишняя и почему? (куб – объёмный, а остальные плоские)
- Какие фигуры остались? (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг)
- Какая фигура лишняя и почему? (круг – нет углов)
- Ребята, посмотрите на нашего гостя, он тоже состоит из фигур. Сейчас я вам буду называть фигуры, а вы мне их покажете. (точка, треугольник, квадрат, кривая линия, прямоугольник, круг, прямая линия)
Работа в тетрадях.
Итак, материал для строительства готов. Нам нужна спецодежда, то есть перчатки. Представим, что у вас на партах лежат перчатки. Возьмите их, наденьте на руки и поправьте каждый пальчик (проглаживаем каждый пальчик обеих рук – гимнастика для пальцев рук). Руки готовы? Поработаем в тетрадях:
- оформление работы: откройте тетради, найдите точку, подпишите сегодняшнее число.
- минутка чистописания: сколько фигур на доске? (3) пропишем цифру 3 через клетку до конца строки.
- продолжи ряд: треугольник, два квадрата...
Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покрутились, повертелись,
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Новый материал.
Приступаем к строительству. Сейчас Марсианин вам расскажет, какой он хочет дом. Для этого необходимо отгадать загадки.
Отгадайте загадку:
Три вершины,
Три угла,
Три сторонки –
Кто же я? Треугольник.(демонстрация треугольника)
Разбор образца (три точки, три отрезка)
Черчение в тетради: поставить три точки в разных местах листа разным цветом (красный, синий, простой карандаши); соединить линиями все точки поочерёдно.
- Какая фигура получилась? Сколько точек? Точки – это вершины треугольника.
- Сколько отрезков? Отрезки, которые соединяют вершины – стороны треугольника.
Отгадайте загадку: Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком. Прямоугольник.(демонстрация)
Разбор образца (4 точки, 4 отрезка)
Черчение в тетради: поставить 2 точки синим карандашом напротив друг друга; ещё 2 точки красным карандашом напротив друг друга, но на одинаковом расстоянии от синих точек; соединить линиями все точки поочерёдно.
- Какая фигура получилась? Сколько точек? Точки – это вершины прямоугольника.
Сколько отрезков? Отрезки, которые соединяют вершины – стороны прямоугольника.
Какие фигуры мы начертили? (треугольник, прямоугольник)
Можно ли из данных фигур построить дом? (1 ученик у доски)
Чего не хватает в доме? (окон) Для этого нужны другие фигуры.
Отгадайте следующую загадку: Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня... Квадрат (демонстрация)
Разбор образца (4 точки, 4 отрезка)
Черчение в тетради: поставить 2 точки синим карандашом напротив друг друга; ещё 2 точки красным карандашом напротив друг друга и на таком же расстоянии от синих точек; соединить линиями все точки поочерёдно.
Какая фигура получилась? Сколько точек? Точки – это вершины квадрата.
- Сколько отрезков? Отрезки, которые соединяют вершины – стороны квадрата.
Ученики по одному выходят к доске и прикрепляют к дому квадраты – «окна».
Закрепление изученного материала.
Ребята, давайте ещё раз повторим как вы строили фигуры. (ответы детей у доски с использованием фигур – дома)
Сейчас найдите на парте листок, выберите любую фигуру и попробуйте её построить так же, как мы с вами делали в тетради, с помощью точек. (самостоятельна работа)
Молодцы! Марсианин так доволен новым домом, что приготовил для вас сказку.
Сказка "Полезный прямоугольник".
Прямоугольник завидовал квадрату.
- Я такой неуклюжий. Если поднимусь во весь рост, то стану длинным и узким. Вот таким.
- А, если я лягу на бок, то буду низким и толстым.
- А ты всегда остаёшься одинаковым и стоя, и сидя.
- Да, – с гордостью говорит «Квадрат». – У меня все стороны равны, не то, что у некоторых. То дылда-дылдой, то блин-блином.
А однажды случилось вот что:
Старик Хоттабыч заблудился в лесу. Ковра самолёта у него не было, борода намокла под дождём, и выбраться из леса он не мог. Он шёл через чащу и встретился с квадратом и прямоугольником.
- Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой дом?
Хоттабыч залез на одну сторону квадрата, но ничего не увидел, потому что ему мешали верхушки деревьев. Тогда волшебник попросил квадрат перевернуться на другую сторону. Но, как известно, у квадрата все стороны равны, поэтому он снова ничего не увидел.
-Гражданин квадрат! Помогите мне, хотя бы перебраться через речку.
Квадрат подошёл к речке и попытался дотронуться до другого берега. Но…плюхххх.
-Может быть, я смогу помочь Вам? - предложил скромный вопрос прямоугольник.
Он стоял во весь свой рост и Хоттабыч взобрался на него и оказался выше деревьев. Вдалеке он увидел свой дом и понял, куда ему можно идти. Тогда прямоугольник лёг на бок, и стал мостом. Хоттабыч перебрался по прямоугольнику через речку. Помог ему подняться и, поблагодарив прямоугольник, отправился домой.
А квадрат, который после купания сушился на берегу, сказал прямоугольнику:
-Вы, оказывается, полезная фигура?
-Ну, что вы!- скромно улыбнулся прямоугольник. Просто мои стороны разной длины:2-длинные;2-короткие.
Иногда это бывает очень удобно.
Ребята, вам понравилась сказка? Кто понял, чем отличается прямоугольник от квадрата?
Итог урока.
- Кто приходил к вам в гости на урок?
- Чем вы помогли Марсианину?
- Из чего строили дом?
- Чему вы учились на уроке? (строить треугольник, квадрат, прямоугольник по точкам).
- Что для вас было легко?
- Какое задание для вас было сложным?