Найти тему

Конспект урока математика. 1 класс. ФГОС. ОВЗ. Коррекционная школа. Тема: "Построение треугольника, квадрата, прямоугольника"

Урок: математика

Тема: Построение треугольника, квадрата, прямоугольника

Цель: обобщение знаний обучающихся о геометрически фигурах, формирование навыков построения треугольника, квадрата и прямоугольника по точкам.

Задачи:

- способствовать развитию умения строить треугольник, квадрат, прямоугольник с помощью линейки по точкам; развитию мыслительной деятельности: памяти, воображения;

- развивать навыки узнавания данных фигур и пространственное воображение обучающихся; математическую речь;

- воспитывать интерес к урокам математики; аккуратность в ведении тетради.

Ход урока.

Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Сообщение целей урока.

Математика пришла,

Нам задания принесла.

Мы научимся считать, чертить,

Решать, отгадывать, смекать.

- Ребята, кто помнит, какой праздник наша страна отмечала неделю назад? (День космонавтики)

- Кто помнит, какие планеты есть в космосе? (ответы детей)

- К нам на урок сегодня прилетел Марсианин. Он очень хочет с вами познакомиться, узнать как вы живёте, чем занимаетесь, и хочет найти новых друзей.

- Ребята, посмотрите, Марсианин какой-то бледный, печальный, ему, наверное, негде жить. Как можно ему помочь? (ответы детей).

- Правильно, нужно построить дом. Нам нужен строитель.

- Среди вас есть строители? Чтобы вам превратиться в строителей, нужно расположить карточки с цифрами по порядку от меньшего к большему. (карточки от 1 до 8)

Устный счёт:

- сосчитать от 1 до 8

- в обратном порядке

- от 3 до 8

- от 7 до 2

- назовите соседей числа 6, 4

- назовите предыдущее число числу 7

- назовите последующее число числу 5

- назовите соседей числа 3, 7

Ну, теперь вы настоящие строители.

- Из чего же мы будем строить дом?

- Посмотрите на доску. Что вы видите? (геометрические фигуры)

- Какие фигуры перед вами? (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, куб)

- Давайте хором назовём все фигуры. Посмотрите на фигуры внимательно, и скажите, какая лишняя и почему? (куб – объёмный, а остальные плоские)

- Какие фигуры остались? (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг)

- Какая фигура лишняя и почему? (круг – нет углов)

- Ребята, посмотрите на нашего гостя, он тоже состоит из фигур. Сейчас я вам буду называть фигуры, а вы мне их покажете. (точка, треугольник, квадрат, кривая линия, прямоугольник, круг, прямая линия)

Работа в тетрадях.

Итак, материал для строительства готов. Нам нужна спецодежда, то есть перчатки. Представим, что у вас на партах лежат перчатки. Возьмите их, наденьте на руки и поправьте каждый пальчик (проглаживаем каждый пальчик обеих рук – гимнастика для пальцев рук). Руки готовы? Поработаем в тетрадях:

- оформление работы: откройте тетради, найдите точку, подпишите сегодняшнее число.

- минутка чистописания: сколько фигур на доске? (3) пропишем цифру 3 через клетку до конца строки.

  • продолжи ряд: треугольник, два квадрата...

Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Новый материал.

Приступаем к строительству. Сейчас Марсианин вам расскажет, какой он хочет дом. Для этого необходимо отгадать загадки.

Отгадайте загадку:

Три вершины,

Три угла,

Три сторонки –

Кто же я? Треугольник.(демонстрация треугольника)

Разбор образца (три точки, три отрезка)

Черчение в тетради: поставить три точки в разных местах листа разным цветом (красный, синий, простой карандаши); соединить линиями все точки поочерёдно.

- Какая фигура получилась? Сколько точек? Точки – это вершины треугольника.

- Сколько отрезков? Отрезки, которые соединяют вершины – стороны треугольника.

Отгадайте загадку: Обведи кирпич мелком

На асфальте целиком,

И получится фигура –

Ты, конечно, с ней знаком. Прямоугольник.(демонстрация)

Разбор образца (4 точки, 4 отрезка)

Черчение в тетради: поставить 2 точки синим карандашом напротив друг друга; ещё 2 точки красным карандашом напротив друг друга, но на одинаковом расстоянии от синих точек; соединить линиями все точки поочерёдно.

- Какая фигура получилась? Сколько точек? Точки – это вершины прямоугольника.

Сколько отрезков? Отрезки, которые соединяют вершины – стороны прямоугольника.

Какие фигуры мы начертили? (треугольник, прямоугольник)

Можно ли из данных фигур построить дом? (1 ученик у доски)

Чего не хватает в доме? (окон) Для этого нужны другие фигуры.

Отгадайте следующую загадку: Не овал я и не круг,

Треугольнику я друг,

Прямоугольнику я брат,

Ведь зовут меня... Квадрат (демонстрация)

Разбор образца (4 точки, 4 отрезка)

Черчение в тетради: поставить 2 точки синим карандашом напротив друг друга; ещё 2 точки красным карандашом напротив друг друга и на таком же расстоянии от синих точек; соединить линиями все точки поочерёдно.

Какая фигура получилась? Сколько точек? Точки – это вершины квадрата.

- Сколько отрезков? Отрезки, которые соединяют вершины – стороны квадрата.

Ученики по одному выходят к доске и прикрепляют к дому квадраты – «окна».

Закрепление изученного материала.

Ребята, давайте ещё раз повторим как вы строили фигуры. (ответы детей у доски с использованием фигур – дома)

Сейчас найдите на парте листок, выберите любую фигуру и попробуйте её построить так же, как мы с вами делали в тетради, с помощью точек. (самостоятельна работа)

Молодцы! Марсианин так доволен новым домом, что приготовил для вас сказку.

Сказка "Полезный прямоугольник".

Прямоугольник завидовал квадрату.

- Я такой неуклюжий. Если поднимусь во весь рост, то стану длинным и узким. Вот таким.

- А, если я лягу на бок, то буду низким и толстым.

- А ты всегда остаёшься одинаковым и стоя, и сидя.

- Да, – с гордостью говорит «Квадрат». – У меня все стороны равны, не то, что у некоторых. То дылда-дылдой, то блин-блином.

А однажды случилось вот что:

Старик Хоттабыч заблудился в лесу. Ковра самолёта у него не было, борода намокла под дождём, и выбраться из леса он не мог. Он шёл через чащу и встретился с квадратом и прямоугольником.

- Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой дом?

Хоттабыч залез на одну сторону квадрата, но ничего не увидел, потому что ему мешали верхушки деревьев. Тогда волшебник попросил квадрат перевернуться на другую сторону. Но, как известно, у квадрата все стороны равны, поэтому он снова ничего не увидел.

-Гражданин квадрат! Помогите мне, хотя бы перебраться через речку.

Квадрат подошёл к речке и попытался дотронуться до другого берега. Но…плюхххх.

-Может быть, я смогу помочь Вам? - предложил скромный вопрос прямоугольник.

Он стоял во весь свой рост и Хоттабыч взобрался на него и оказался выше деревьев. Вдалеке он увидел свой дом и понял, куда ему можно идти. Тогда прямоугольник лёг на бок, и стал мостом. Хоттабыч перебрался по прямоугольнику через речку. Помог ему подняться и, поблагодарив прямоугольник, отправился домой.

А квадрат, который после купания сушился на берегу, сказал прямоугольнику:

-Вы, оказывается, полезная фигура?

-Ну, что вы!- скромно улыбнулся прямоугольник. Просто мои стороны разной длины:2-длинные;2-короткие.

Иногда это бывает очень удобно.

Ребята, вам понравилась сказка? Кто понял, чем отличается прямоугольник от квадрата?

Итог урока.

- Кто приходил к вам в гости на урок?

- Чем вы помогли Марсианину?

- Из чего строили дом?

- Чему вы учились на уроке? (строить треугольник, квадрат, прямоугольник по точкам).

- Что для вас было легко?

- Какое задание для вас было сложным?