Урок: чтение
Тема: Дифференциация звуков Б и П. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.
Цель: различение звуков Б-П на слух и в произношении в слогах, словах и словосочетаниях.
Задачи:
- формировать навык правильного, осмысленного чтения, совершенствовать функции фонематического слуха;
- слушать и понимать речь своих товарищей, уметь вести диалог;
- воспитывать положительное отношение к школе и учебной деятельности.
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я рада сегодня всех вас видеть. Давайте сыграем в игру «Запомни и повтори». Назовите звук, который встречается чаще других.
- Белые бараны били в барабаны
- У Полюшки — подушка, у Павлушки — плюшка.
Дети повторяют скороговорки в медленном и быстром темпе, называют часто встречающиеся звуки.
Чистоговорки. Повторение чистоговорок за учителем.
Ба-ба-ба – новая труба.
Бу-бу-бу – взяли мы трубу.
Бы-бы-бы – нет трубы.
Па-па-па – на столе крупа.
Пы-пы-пы - варю кашу из крупы.
Пы-пы-пы – нет крупы.
Введение в тему.
- Как вы поняли, сегодня мы будем учиться различать звуки – П и Б.
- Губки мы смыкаем, звук П без голоса называем (дети смыкают губки и разжимают их по подражанию без голоса, с подачей воздушной струи)
- Губки снова мы смыкаем, звук Б с голосом называем (выполняют по подражанию).
- Ребята, какую разницу вы почувствовали при произнесении звуков П – Б? (При произнесении звука П не работает голосовой моторчик, а на звук Б — работает.)
Повторение изученного.
- Ребята, дайте характеристику звуку Б, П. (Звук Б согласный, звонкий, твердый. Звук П согласный, глухой, твердый.)
- Чем отличается один звук от другого? (Звук Б звонкий, звук П глухой.)
Соотнесение звуков с буквами.
- Посмотрите, на что похожи буквы.
Буква « Б» с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Букву « П» в спортивном зале
Перекладиной назвали
Ну-ка милый, не ленись
Подойди, да подтянись.
- Поиграем в игру «Звуковые дорожки». Слушаем, запоминаем, повторяем:
ПУ – ПЫ – ПО БО – ПА – БУ ПА – ПЫ – БА – БЫ
БА – БО – БУ ПУ – БУ – ПО БО – ПА – ПО – БА
Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков П, Б в словах.
- Проиграем в игру «Запомни, повтори». Запомните и повторите слова со звуком Б.
Бочка – почка, патрон – батон, набор – напор.
Запомните и повторите слова со звуком П.
Балка – палка, пашня – башня, запор – забор.
Звуковой анализ слов со звуками Б – П (определение местоположения звука в слове).
- Ребята, вы любите выбирать подарки? Мы сегодня отправимся в магазин за покупками.
Что хотите – выбирайте,
Но товары покупайте
Лишь со звуком Б в названии,
Лишь со звуком П в названии.
Дети отбирают картинки.
- Мы со звуком П играем, слово к слову подбираем.
Назвать свои покупки, но лишь те, где звук звучит в начале слова (середине, конце).
Мы со звуком Б играем, слово к слову подбираем.
Назвать свои покупки, но лишь те, где звук звучит в начале слова (середине, конце).
Выделение слов со звуками Б — П и стихотворного текста.
- Я получила по почте посылку. Буратино прислал письмо и фотографии (чтение письма): «Ребята, послушайте моё стихотворение и назовите, чем меня и моего друга Пьеро угощала в своём чудесном домике Мальвина.
У Мальвины есть баранки
Булки, бублики, буханки
Пирожки, батоны, плюшки
И плетенки и ватрушки,
Курабье, бисквит, печенье
Бутерброды, чай с вареньем».
(по И.Лопухиной)
- Мальвина угощала Пьеро продуктами, в названии которых звучит звук П, а Буратино – звук Б.
- Составьте предложения и расскажите, кого и чем угощала Мальвина.
Физкультминутка
Буратино потянулся.
Раз – нагнулся
Два – нагнулся
Руки в стороны развел
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать
Работа по учебнику.
Стр 20 - чтение слогов, слов по цепочке.
Работа с раздаточным материалом. Выложить слова: пух, зубы, бух, пил, пила, бил.
Пальчиковая гимнастика.
На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши, стучат кулаками).
Куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальцы).
И веселый Чиполино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочередно все пальцы).
Помогаем нашей Тане (Попеременно хлопают в ладоши и)
Мы игрушки сосчитать. (стучат кулаками.)
Закрепление.
Чтение текста «Шалун Барсик» на стр. 21 и разбор текста.
(Если останется время – работа по картоскам)
Сейчас я дам карточки с буквами, вам среди всех букв нужно найти Б и П (подчеркнуть П одной чертой, а Б зачеркнуть.)
Итог занятия.
- Чем мы сегодня занимались на уроке?
- С какими звуками мы читали слоги и слова?
- С каким настроением заканчиваем урок?