Урок: русский язык
Тема: прописная буква Д. письмо слогов и слов.
Цель: формировать умение писать прописную букву Д, слоги и слова с буквой Д.
Задачи:
- формировать умение писать букву Д, слоги, сочетания и слова с буквой Д;
- развивать орфографическую зоркость, навыки каллиграфического почерка, внимание;
- воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.
Ход урока.
Организационный момент.
На урок зовёт звонок,
Начинать пора урок.
Будем мы работать дружно
И узнаем, что нам нужно!
- Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередная встреча с русским языком. Надеюсь, что у вас замечательное настроение, достаточный багаж знаний. Все это обязательно поможет вам на уроке.
Проверка готовности к уроку, правила посадки учащихся.
Актуализация знаний обучающихся.
Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, нужно попробовать отгадать загадку.
Кто в беретке ярко – красной,
В чёрной курточке атласной.
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. ( Дятел)
Какой звук слышим в начале слова? ( Д )
Дайте характеристику звука. ( Согласный, парный, звонкий, бывает твёрдый и мягкий, это зависит от того, какой звук идёт после него)
Постановка учебной задачи.
Работа с образцом буквы Д.
- Ребята, посмотрите на доску. Что перед вами? ( буквы)
- Разделите их на две группы: (согласные и гласные)
- Все ли буквы изучали? ( нет)
- Какая же буква вам незнакома? ( буква Д)
– Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Письмо заглавной буквы Д.)
- Зачем нам нужны заглавные буквы?
Помни, пишутся всегда
С большой буквы города,
Реки, страны и моря
Имя и фамилия моя!
Работа по теме урока.
а) Пальчиковая гимнастика;
б) Каллиграфическая работа
- правила посадки;
- работа в прописи.
в) Алгоритм написания буквы Д (Ставим ручку на 1/3 сверху в дополнительной строке, опускаемся по наклонной линии, кладем петельку на строку, выполняем перехлест на 1/3 снизу на наклонной, резко опускаемся на строке, поднимаемся вверх до наклонной, плавно закругляя линию, опускаемся вниз, выполняем перехлест с верхней линеечкой, с наклонной линией на 1/3 от высоты рабочей строки»
Первичное закрепление.
1) Запишите букву в воздухе.
2) Самостоятельно обведите и допишите элементы и буквы на 1–ой строчке. (Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся, напоминает правила посадки и положения тетради.)
Считаем себе при записи Д:- раз, и – два)
3) Организация работы в парах
Анализ графических ошибок в написании буквы Д (телеграмма от дятла)
Найдите правильно написанную букву Д, обозначьте её.
4) Работа с соединениями и словами.
Прочитайте соединения: Дв Да Дм
Запишите их в тетрадь
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Создание проблемной ситуации.
Игра «Буква потерялась»
Посмотрите на доску – записано предложение.
Дом у дуба, ду.. у дома.
Какой звук слышим (п)?
Как, ребята, правильно писать это слово?
Что надо сделать? (подобрать проверочное слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный звук: дуб – дубы – дубок)
Анализ предложения.
а) начало предложения с большой буквы, в конце предложения ставиться точка;
б) подчеркните все буквы д;
Физкультминутка.
Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп, (хлопки над головой).
Мы топаем ногами, топ, топ. (высоко поднимаем колени)
Качаем головой (головой вперед назад подвигать)
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем (руки поднять, опустить)
Мы низко приседаем и прямо мы встаем (присесть и подпрыгнуть)
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем, в кулачок
Руки вверх и в кулачок,
Разжимаем, на бочок.
На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся.
Игра «Наоборот».
Подберите к словам антонимы:
нет – да
злой – добрый
короткий – длинный
ночь – день
враг – друг
Подумайте, что общего в этих словах? (Слова начинаются с одного звука – Д)
Ребята, а у кого из вас есть друзья?
Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
А какими качествами обладают ваши друзья? Какие они – ваши друзья?
А кто ещё может быть другом? (четвероногие друзья).
Чтение и запись предложения.
Подведение итогов урока.
Чему мы сегодня учились на уроке русского языка?
Что для вас было сложным? А что оказалось самым лёгким?