Найти тему

Конспект урока мир природы. 1 класс. ФГОС. ОВЗ. Коррекционная школа. Тема: "Признаки весны"

Урок: мир природы и человека

Тема: признаки весны

Цель: закрепление знаний детей о признаках весны

Задачи:

- научить выделять основные признаки весны;

- корригировать и развивать связную устную речь, развивать память, мышление, умение делать выводы;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Ход урока

Организационный момент.

Мы пришли сюда – учиться,

не лениться, а трудиться,

Слушать как – внимательно!

Работать как – старательно,

Если хочешь отвечать,

Руку не забудь поднять,

Если спросят надо встать, громко, четко, отвечать!

Дыхательная гимнастика «Пузырики» + артикуляционная гимнастика: «Жил-был язычок» (развитие дыхательной системы и коррекция звукопроизношения)

Дыхательная гимнастика «Пузырики».

«Глубокий вдох через нос и надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

Артикуляционная гимнастика «Жил-был язычок».

«Открываем ротик-дом.

Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин язычок (дети открывают рот, и показываю язык)

В этом доме две стены.

Это щёки нам видны.

Могут стены в дом втянуться,

А потом, как шар, раздуться (дети надувают щёки и втягивают)

Пол есть тоже в доме нашем.

Челюсть нижнюю покажем.

Эта челюсть нижняя,

В домике подвижная» (делают вращательные движения нижней челюстью)

Потолок вверху, внутри,

Это нёбо. Посмотри.

Можно к нёбу прикасаться,

Постучать и там остаться (широко открыть рот. Погладить языком по нёбу. «Постучать» языком по нёбу).

Актуализация опорных знаний.

(Формирование временных представлений. Работа с календарём природы).(Познавательные – строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли, коммуникативные – вступать в беседу, уметь выслушивать мнение другого и дополнять ответ).

- Заполним календарь природы.

-Какое сегодня число?

-Какое сейчас время года? (Сейчас время года весна).

-Какое время года было? (Была зима).

-Какая сегодня погода? (Сегодня погода пасмурная).

-Почему мы отмечаем пасмурную погоду? (Мы отмечаем пасмурную погоду, потому что нет солнца, серое небо).

(Познавательные – доказательство высказанной мысли)(2 группа детей раскладывают карточки о погоде).

-Какой сегодня ветер? ( Слабый).

-Есть ли осадки? (Осадков нет).

Связный рассказ о погоде.

Итог: О чём мы говорили?

Постановка учебной задачи.

(Целеполагание – определение темы урока).(Личностные - проявлять интерес к учебному материалу).

- Дети вы слышите, к нам кто-то идёт?

Ветер: Я задуваю, я свищу,

Гоняю облака.

И как будто я всегда,

Растерявшийся слегка.

Потерял я время года,

То ль зима или весна не понять мне вот беда.

Помогите мне друзья!

Ветер: Ребята, а вы знаете какое сейчас время года? (Весна)

А как вы догадались, что сейчас весна?

- Мы тебе сейчас всё объясним. Ребята, сегодня нам нужно объяснить Ветру, по каким признакам мы определяем, что наступила весна.

- О чём мы сегодня будем говорить? (О признаках весны).

- Какая тема урока? (Признаки весны). Правильно, тема нашего урока «Признаки весны».

Открытие новых знаний. (Познавательные – формирование готовности отвечать на вопросы, коммуникативные - вступать в контакт и работать в коллективе, умение выражать свои мысли, вести беседу, диалог, строить правильную связную речь, обращаться за помощью и принимать помощь, принимать участие в игровых ситуациях).

-Какие вы знаете признаки весны? (Тает снег, бегут ручьи, сосульки).

-А сейчас, мы вместе на картине изобразим «Признаки весны», чтобы Ветер увидел их.(Коллективно – творческая работа выполняется в течение урока).

-Для этого вы будете отгадывать загадки. Ну, что готовы?

-К вам большая просьба, слушать внимательно, не выкрикивать с места, не перебивать друг друга, если знаете ответ поднять руку.

(1 группа детей отгадки говорит, а 2 группа (безречевые) показывают картинки - отгадки)

Работа со словарными словами. ( Коммуникативные- знакомство с новыми словами, пополнение словарного запаса слов)

Послушайте первую загадку:

1.Жёлтый мяч на голубом платке

Катается людям улыбается (Солнце)

-Как светит солнце весной? (Солнце светит ярко)

- Значит какая весной погода? (Тёплая)

-Да весной становится тепло. А как было зимой? (Холодно).

Дыхательная гимнастика с тёплым и холодным воздухом (развитие дыхательной системы).

(Вдохнём воздух через нос и выдохнем - подуем губками на правую ладошку, что почувствовали -холодно, а теперь опять вдохнём через нос и откроем широко рот и выдохнем на левую ладошку, что почувствовали – тепло).

(Показать две бутылки с тёплой водой и холодной- сравнение теплого и холодного воздуха)

-Придумайте предложение про солнце. (Солнце светит ярко) (Хором и каждый повторяет предложение).

-Послушайте следующую загадку. Подумайте: О каком признаке весны говорится в ней?

2.Висит за окошком кулёк ледяной.

Он полон капели и пахнет весной. ( Сосулька)

-Какой следующий признак весны? (Сосульки)

-Посмотрите на настоящую сосульку (показ сосульки детям)

-Потрогайте сосульку, какая она? (Гладкая, скользкая, холодная, прозрачная, мокрая)

-На что она похожа? (На морковку)

-Морковку можно съесть, а вот сосульку нельзя.

Профилактическая беседа о здоровье «Почему нельзя есть сосульку?» (горло заболит, появится кашель, температура)

-Составьте предложение со словом сосульки(На крыше сосульки.) (Хором и каждый повторяет предложение)

3.Когда на улице тает сразу много сосулек – получается? (Капель) (Хором и каждый повторяет слово).

-Послушайте как стучит капель (учитель стучит карандашом по столу.)

-А еще капель может звенеть, послушайте. (Позвенеть колокольчиком.)

- Прослушать музыкальное сопровождение - капель.

Релаксация - использование музыкального сопровождения «Звон капели» (дети склоняются над партами, закрывают глаза и слушают музыку) (снятие мышечного и нервного напряжения)

-Составьте предложение со словом капель. (Звенит капель). (Хором и каждый повторяет предложение)

Физкультурная музыкально-танцевальная минутка.

(снятие усталости с опорно-двигательного аппарата, профилактика искривления позвоночника.)

(ребята выполняют ритмичные движения за учителем)

«Кап – кап – кап» - звенит капель.

Это к нам пришел апрель.

Стало солнце пригревать.

Стали капельки стучать.

Дети, теперь мы превратимся в веселые капельки, возьмемся все за руки и побежим по земле, согретые лучиками весеннего горячего солнышка.

Весенние месяцы:

-Какой сейчас идет месяц? (Апрель) - картинка на доску – АПРЕЛЬ.

-Какие еще весенние месяцы вы знаете?

(Вывешиваются картинки и названия всех весенних месяцев)

Задание на доске: Расположить картинки по порядку следования месяцев.

-Давайте дружно скажем: «Март, апрель, май – их не забывай»

Продолжаем работать посмотрите на картинку. Что вы видите?

-Место на земле, где протаял снег – проталина. (карточка) «ПРОТАЛИНА»

Составьте предложение. (Появились проталины) (Хором и каждый повторяет предложение).

Отгадайте следующую загадку:

4.Вот снег растаял и с полей

Бежит проворливый… (Ручей)

- Почему весной появляются ручьи? ( Тает снег).

- Послушайте журчание ручья.

Релаксация- использование музыкального сопровождения «Журчание ручья». (снятие мышечного и нервного напряжения)

- Составьте предложение со словом ручей. (Бежит ручей.) (Хором и каждый повторяет предложение)

Работа с учебником:

-Откройте учебник с.45.Найдите рисунок справа.

-Что вы видите? Какое время года? (Весна)

- Какие признаки весны вы видите на рисунке?

Рассматривают в левом углу рисунка картинку.

- Следующая загадка

5. Первый цветочек из землицы на проталинке

Он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник). Слайд 8

(Смотрим фильм о подснежнике.)

Гимнастика для глаз «Цветик -подснежник»( активизация мышечного тонуса, зрительной координации, координации в пространстве, снятие утомления)

Цветик-цветик озорной,

Поиграй-ка ты со мной (моргают глазами)

Ну-ка, цветик, повернись

На глаза мне покажись(делают круговые движения глазами)

Взгляд я влево отведу, цветик- подснежник я найду(отводим взгляд влево)

Теперь вправо посмотрю.

Снова цветик я найду(отводим взгляд вправо).

-Составьте предложение со словом подснежник. (Расцвел подснежник.) (Хором и каждый повторяет предложение).

- Многие составляют большие букеты из подснежников. Хорошо ли это?

- Нельзя рвать подснежники, эти цветы занесены в красную книгу.

- Зачем нужна красная книга? (В неё занесены редкие животные и растения).

Пальчиковая гимнастика «Подснежник» (Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук)

К нам Весна лишь заглянула - Протягивают руки вперед

В снег ладошку окунула Руки внизу, перпендикулярно корпусу

И расцвел там нежный, Руки соединяют в бутон на уровне глаз

Маленький подснежник. Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)

Практическая работа. Раскрасить пластилином подснежник. (каждый делает самостоятельно, слабым помогает учитель)(Личностные - понимать красоту природы, коммуникативные - планировать и согласованно выполнять самостоятельную деятельность)

- Самостоятельно раскрасьте подснежник пластилином. Какого цвета пластилин нам потребуется? (Зелёный и белый).

Выставка работ. Оценивание работ.

- Посмотрите на доску.

-Вот и получилась у вас замечательная картина «Признаки весны».

-Давайте еще раз повторим предложения. (Картина на ватмане, по которой нужно составить предложения. Предложение составляет один из учеников, а все за ним повторяют хором).

Солнышко светит ярко.

На крыше сосульки.

Звенит капель.

Появились проталины.

Бежит ручей.

Расцвел подснежник.

-Ветер мы составили для тебя картину «Признаки весны». Теперь ты знаешь признаки весны и можешь сразу определить, когда следующий раз придёт весна.

Ветер: Спасибо, я все запомнил и теперь я буду знать признаки весны. Ну, а теперь мне нужно возвращаться к себе. До свидания, ребята!

- А мы ребята попрощаемся с Ветром.

Физкультминутка «Ветер» (снятие усталости с опорно-двигательного аппарата, профилактика искривления позвоночника.)

Осторожно ветер,

За дверь вышел, (руки вверх и махи руками вправо-влево)

Постучал в окошко, (постучать пальчиками по парте)

Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками по парте)

Покачал тихонько

Ветками черемух, (руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)

Поругал за что-то

Воробьев знакомых. (погрозить пальчиком)

И, расправив гордо

Молодые крылья,

Полетел куда-то

Вперемешку с пылью. (махи руками)

-Всё Ветерок от нас улетел, но я надеюсь наш урок ему пригодится.

Итог урока. (Познавательные – обобщение полученной информации).

- Вот и подошёл наш урок к концу.

- Кто к нам приходил на урок?

- Что мы ему рассказывали?

- Перечислите признаки весны.

-2