Урок: мир природы и человека
Тема: признаки весны
Цель: закрепление знаний детей о признаках весны
Задачи:
- научить выделять основные признаки весны;
- корригировать и развивать связную устную речь, развивать память, мышление, умение делать выводы;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ход урока
Организационный момент.
Мы пришли сюда – учиться,
не лениться, а трудиться,
Слушать как – внимательно!
Работать как – старательно,
Если хочешь отвечать,
Руку не забудь поднять,
Если спросят надо встать, громко, четко, отвечать!
Дыхательная гимнастика «Пузырики» + артикуляционная гимнастика: «Жил-был язычок» (развитие дыхательной системы и коррекция звукопроизношения)
Дыхательная гимнастика «Пузырики».
«Глубокий вдох через нос и надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
Артикуляционная гимнастика «Жил-был язычок».
«Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин язычок (дети открывают рот, и показываю язык)
В этом доме две стены.
Это щёки нам видны.
Могут стены в дом втянуться,
А потом, как шар, раздуться (дети надувают щёки и втягивают)
Пол есть тоже в доме нашем.
Челюсть нижнюю покажем.
Эта челюсть нижняя,
В домике подвижная» (делают вращательные движения нижней челюстью)
Потолок вверху, внутри,
Это нёбо. Посмотри.
Можно к нёбу прикасаться,
Постучать и там остаться (широко открыть рот. Погладить языком по нёбу. «Постучать» языком по нёбу).
Актуализация опорных знаний.
(Формирование временных представлений. Работа с календарём природы).(Познавательные – строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли, коммуникативные – вступать в беседу, уметь выслушивать мнение другого и дополнять ответ).
- Заполним календарь природы.
-Какое сегодня число?
-Какое сейчас время года? (Сейчас время года весна).
-Какое время года было? (Была зима).
-Какая сегодня погода? (Сегодня погода пасмурная).
-Почему мы отмечаем пасмурную погоду? (Мы отмечаем пасмурную погоду, потому что нет солнца, серое небо).
(Познавательные – доказательство высказанной мысли)(2 группа детей раскладывают карточки о погоде).
-Какой сегодня ветер? ( Слабый).
-Есть ли осадки? (Осадков нет).
Связный рассказ о погоде.
Итог: О чём мы говорили?
Постановка учебной задачи.
(Целеполагание – определение темы урока).(Личностные - проявлять интерес к учебному материалу).
- Дети вы слышите, к нам кто-то идёт?
Ветер: Я задуваю, я свищу,
Гоняю облака.
И как будто я всегда,
Растерявшийся слегка.
Потерял я время года,
То ль зима или весна не понять мне вот беда.
Помогите мне друзья!
Ветер: Ребята, а вы знаете какое сейчас время года? (Весна)
А как вы догадались, что сейчас весна?
- Мы тебе сейчас всё объясним. Ребята, сегодня нам нужно объяснить Ветру, по каким признакам мы определяем, что наступила весна.
- О чём мы сегодня будем говорить? (О признаках весны).
- Какая тема урока? (Признаки весны). Правильно, тема нашего урока «Признаки весны».
Открытие новых знаний. (Познавательные – формирование готовности отвечать на вопросы, коммуникативные - вступать в контакт и работать в коллективе, умение выражать свои мысли, вести беседу, диалог, строить правильную связную речь, обращаться за помощью и принимать помощь, принимать участие в игровых ситуациях).
-Какие вы знаете признаки весны? (Тает снег, бегут ручьи, сосульки).
-А сейчас, мы вместе на картине изобразим «Признаки весны», чтобы Ветер увидел их.(Коллективно – творческая работа выполняется в течение урока).
-Для этого вы будете отгадывать загадки. Ну, что готовы?
-К вам большая просьба, слушать внимательно, не выкрикивать с места, не перебивать друг друга, если знаете ответ поднять руку.
(1 группа детей отгадки говорит, а 2 группа (безречевые) показывают картинки - отгадки)
Работа со словарными словами. ( Коммуникативные- знакомство с новыми словами, пополнение словарного запаса слов)
Послушайте первую загадку:
1.Жёлтый мяч на голубом платке
Катается людям улыбается (Солнце)
-Как светит солнце весной? (Солнце светит ярко)
- Значит какая весной погода? (Тёплая)
-Да весной становится тепло. А как было зимой? (Холодно).
Дыхательная гимнастика с тёплым и холодным воздухом (развитие дыхательной системы).
(Вдохнём воздух через нос и выдохнем - подуем губками на правую ладошку, что почувствовали -холодно, а теперь опять вдохнём через нос и откроем широко рот и выдохнем на левую ладошку, что почувствовали – тепло).
(Показать две бутылки с тёплой водой и холодной- сравнение теплого и холодного воздуха)
-Придумайте предложение про солнце. (Солнце светит ярко) (Хором и каждый повторяет предложение).
-Послушайте следующую загадку. Подумайте: О каком признаке весны говорится в ней?
2.Висит за окошком кулёк ледяной.
Он полон капели и пахнет весной. ( Сосулька)
-Какой следующий признак весны? (Сосульки)
-Посмотрите на настоящую сосульку (показ сосульки детям)
-Потрогайте сосульку, какая она? (Гладкая, скользкая, холодная, прозрачная, мокрая)
-На что она похожа? (На морковку)
-Морковку можно съесть, а вот сосульку нельзя.
Профилактическая беседа о здоровье «Почему нельзя есть сосульку?» (горло заболит, появится кашель, температура)
-Составьте предложение со словом сосульки(На крыше сосульки.) (Хором и каждый повторяет предложение)
3.Когда на улице тает сразу много сосулек – получается? (Капель) (Хором и каждый повторяет слово).
-Послушайте как стучит капель (учитель стучит карандашом по столу.)
-А еще капель может звенеть, послушайте. (Позвенеть колокольчиком.)
- Прослушать музыкальное сопровождение - капель.
Релаксация - использование музыкального сопровождения «Звон капели» (дети склоняются над партами, закрывают глаза и слушают музыку) (снятие мышечного и нервного напряжения)
-Составьте предложение со словом капель. (Звенит капель). (Хором и каждый повторяет предложение)
Физкультурная музыкально-танцевальная минутка.
(снятие усталости с опорно-двигательного аппарата, профилактика искривления позвоночника.)
(ребята выполняют ритмичные движения за учителем)
«Кап – кап – кап» - звенит капель.
Это к нам пришел апрель.
Стало солнце пригревать.
Стали капельки стучать.
Дети, теперь мы превратимся в веселые капельки, возьмемся все за руки и побежим по земле, согретые лучиками весеннего горячего солнышка.
Весенние месяцы:
-Какой сейчас идет месяц? (Апрель) - картинка на доску – АПРЕЛЬ.
-Какие еще весенние месяцы вы знаете?
(Вывешиваются картинки и названия всех весенних месяцев)
Задание на доске: Расположить картинки по порядку следования месяцев.
-Давайте дружно скажем: «Март, апрель, май – их не забывай»
Продолжаем работать посмотрите на картинку. Что вы видите?
-Место на земле, где протаял снег – проталина. (карточка) «ПРОТАЛИНА»
Составьте предложение. (Появились проталины) (Хором и каждый повторяет предложение).
Отгадайте следующую загадку:
4.Вот снег растаял и с полей
Бежит проворливый… (Ручей)
- Почему весной появляются ручьи? ( Тает снег).
- Послушайте журчание ручья.
Релаксация- использование музыкального сопровождения «Журчание ручья». (снятие мышечного и нервного напряжения)
- Составьте предложение со словом ручей. (Бежит ручей.) (Хором и каждый повторяет предложение)
Работа с учебником:
-Откройте учебник с.45.Найдите рисунок справа.
-Что вы видите? Какое время года? (Весна)
- Какие признаки весны вы видите на рисунке?
Рассматривают в левом углу рисунка картинку.
- Следующая загадка
5. Первый цветочек из землицы на проталинке
Он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник). Слайд 8
(Смотрим фильм о подснежнике.)
Гимнастика для глаз «Цветик -подснежник»( активизация мышечного тонуса, зрительной координации, координации в пространстве, снятие утомления)
Цветик-цветик озорной,
Поиграй-ка ты со мной (моргают глазами)
Ну-ка, цветик, повернись
На глаза мне покажись(делают круговые движения глазами)
Взгляд я влево отведу, цветик- подснежник я найду(отводим взгляд влево)
Теперь вправо посмотрю.
Снова цветик я найду(отводим взгляд вправо).
-Составьте предложение со словом подснежник. (Расцвел подснежник.) (Хором и каждый повторяет предложение).
- Многие составляют большие букеты из подснежников. Хорошо ли это?
- Нельзя рвать подснежники, эти цветы занесены в красную книгу.
- Зачем нужна красная книга? (В неё занесены редкие животные и растения).
Пальчиковая гимнастика «Подснежник» (Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук)
К нам Весна лишь заглянула - Протягивают руки вперед
В снег ладошку окунула Руки внизу, перпендикулярно корпусу
И расцвел там нежный, Руки соединяют в бутон на уровне глаз
Маленький подснежник. Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)
Практическая работа. Раскрасить пластилином подснежник. (каждый делает самостоятельно, слабым помогает учитель)(Личностные - понимать красоту природы, коммуникативные - планировать и согласованно выполнять самостоятельную деятельность)
- Самостоятельно раскрасьте подснежник пластилином. Какого цвета пластилин нам потребуется? (Зелёный и белый).
Выставка работ. Оценивание работ.
- Посмотрите на доску.
-Вот и получилась у вас замечательная картина «Признаки весны».
-Давайте еще раз повторим предложения. (Картина на ватмане, по которой нужно составить предложения. Предложение составляет один из учеников, а все за ним повторяют хором).
Солнышко светит ярко.
На крыше сосульки.
Звенит капель.
Появились проталины.
Бежит ручей.
Расцвел подснежник.
-Ветер мы составили для тебя картину «Признаки весны». Теперь ты знаешь признаки весны и можешь сразу определить, когда следующий раз придёт весна.
Ветер: Спасибо, я все запомнил и теперь я буду знать признаки весны. Ну, а теперь мне нужно возвращаться к себе. До свидания, ребята!
- А мы ребята попрощаемся с Ветром.
Физкультминутка «Ветер» (снятие усталости с опорно-двигательного аппарата, профилактика искривления позвоночника.)
Осторожно ветер,
За дверь вышел, (руки вверх и махи руками вправо-влево)
Постучал в окошко, (постучать пальчиками по парте)
Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками по парте)
Покачал тихонько
Ветками черемух, (руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)
Поругал за что-то
Воробьев знакомых. (погрозить пальчиком)
И, расправив гордо
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперемешку с пылью. (махи руками)
-Всё Ветерок от нас улетел, но я надеюсь наш урок ему пригодится.
Итог урока. (Познавательные – обобщение полученной информации).
- Вот и подошёл наш урок к концу.
- Кто к нам приходил на урок?
- Что мы ему рассказывали?
- Перечислите признаки весны.