Найти тему

Конспект урока мир природы. 1 класс. ФГОС. ОВЗ. Коррекционная школа. Тема: "Растения и животные весной"

Урок: мир природы и человека

Тема: растения и животные весной

Цель: знакомство с разнообразием весенних трав и цветов, первых весенних птиц

Задачи:

- дать представление об изменениях в жизни растений, животных, весной.

- коррекция и развитие связной устной речи, активизация и обогащение словарного запаса обучающихся;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Ход урока

Организационный момент.

Встало солнышко — ура!

Заниматься нам пора!

Учимся старательно!

Слушаем внимательно!

Думаем, запоминаем!

Руки дружно поднимаем!

Актуализация знаний и постановка проблемы.

- Прежде чем объявить тему урока, послушайте загадки:

- Солнце греет всё теплей,

Начинается капель.

Снег с полей бежит ручьями.

Время года угадали? /весна/

- Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает? /весной/

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? /о весне/ СЛАЙД

- Итак, сейчас весна. Она приходит не сразу. Вот что порой бывает.

Стихотворение А. Л. Барто «Куда весна пропала?»

Не знаю, почему же

Весна все не идет?

Опять замерзли лужи,

Похрустывает лед.

А мы плащи надели

Еще на той неделе.

Куда весна пропала?

Куда девалась вдруг?

А вдруг она попала

Куда-нибудь на юг

И там осталась где-то?..

Но там все время лето,

Там нет морозных дней,

А нам весна нужней!

- Сегодня на уроке мы постараемся выяснить, по каким признакам люди определяют, что весна наступила.

Тема урока: «Растения и животные весной». СЛАЙД

- За окном весна.

- А какое время года она сменяет? /зиму/

- Назовите мне признаки зимы. /становится холоднее, птицы улетают на юг, люди одеваются теплее, льдом покрывается речка, кругом снег и т.д./

- А чем весна отличается от зимы? /Дети на основе сюжетных картинок называют: становится теплее, птицы возвращаются с юга, на деревьях набухают почки, всё кругом тает, капает с крыш и т.д./

- Ребята, а кто сможет мне назвать весенние месяцы? (Март, апрель, май).

- Весна приходит не сразу, а постепенно.

- МАРТ – первый месяц весны. Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днём всё дольше светит солнышко. Небо голубеет. С крыш капает, потихоньку природа начинает просыпаться от зимнего сна. СЛАЙД

Стихотворение Я.Акима «Март»

- Треплет ветер за окном

Дерево без листьев,

Воробей сидит на нем,

Перышки почистив.

Погляжу на воробья –

Весело качается!

Понимаем, он и я,

Что зима кончается.

- АПРЕЛЬ – второй месяц весны, месяц последнего снега. Кругом появляются лужи и первая молодая травка. СЛАЙД

Стихотворение С.Маршак «Апрель».

- Апрель, апрель!

на дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник.

- МАЙ – третий месяц весны, месяц зелени. СЛАЙД

-Май одевает природу в новые чистые одежки. Быстро прорастают молодые листочки.

Физкультминутка.

Наши чудные цветки (Дети сидят на корточках)

Распускают лепестки (Начинают медленно вставать)

Ветерок чуть дышит (Раскрывают руки над головой)

Лепестки колышет (Раскачиваются)

Наши чудные цветки

Закрывают лепестки

Головой качают (Раскачиваются)

Тихо засыпают (и медленно принимают исходное положение)

Только нам не спится,

Будем мы трудиться.

Совместное открытие новых знаний.

- Мы с вами говорили о весенних признаках.

- А теперь попробуем выделить признаки в нужном порядке из прочитанных мною стихотворений о весне.

1. «Всё ярче, ярче дни за днями,

Уж солнце жёлтыми кругами

В лесу деревья обвело».

/Солнышко стало ярче пригревать, дни стали длиннее/

2. «А рядом у проталинки в траве, между корней

Бежит, струится маленький, серебряный ручей»

- Проталины – места, где растаял снег, и открылась земля. Раньше всего проталины появляются там, где меньше снега.

/появились проталины, ручьи/

3. «Ручьи, журча, и извиваясь,

И меж собой перекликаясь,

В долину шумную спешат.

/появились лужи/

4. «Ледоход: лед идет,

Вышел на берег народ,

Смотрит, как река играет,

Лед в кусочки разбивает».

/начался ледоход на реке/

Первичное закрепление

- А сейчас обратите внимание на картину А.К. Саврасова «Грачи прилетели». СЛАЙД

- Какое время года здесь изображено? Как вы догадались?

- Знаете ли вы, что это за птицы, которые изображены на картине? /грачи/

-Ребята, грачи являются первыми вестниками весны, они открывают весну.

-Картина так и называется «Грачи прилетели».

- А какие птицы зимуют вместе с нами? СЛАЙД «Птицы и их гнёзда»

- Следом за грачами прилетают скворцы, позже жаворонки и ласточки.

- Какие гнёзда построили сами птицы, где им люди помогли? /построили кормушки, скворечники/.

- Нередко ребята разоряют птичьи гнёзда просто так, без нужды, из озорства. Они не думают, какой огромный вред приносят родной природе. Яйца птиц – это птичий клад. В каждом яйце скрыта жизнь – будущая птица. Птичий клад не надо трогать, иначе он может погибнуть и не принести людям радости. Да и птицы, почуяв человеческий запах, бросают свои гнёзда.

Физкультминутка

Черный грач по полю ходит,

Важно ноги поднимая,

(идут, высоко поднимая колени)

По проталинкам шагает,

(и помахивая руками (крыльями).

Червячков в земле находит.

- А сейчас обратите внимание на эти цветы. Это первоцветы. СЛАЙД «Первые цветы»

-Как вы думаете, почему их называют первоцветами?

/ они первые появляются и цветут/

- В апреле зацветает мать-и-мачеха.

- В мае появляется первый подснежник, радуя людей своей красотой.

- Ребята, многие цветы занесены в Красную книгу, потому что нуждаются в особой охране и бережном отношении со стороны человека.

-Одним из таких цветов является ландыш.

-Как вы думаете, почему это происходит?

Закрепление.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру и еще раз повторим, по каким признакам люди узнают весну?

-Игра называется: «Что бывает весной?» СЛАЙД

- Я называю признак весны, а вы находите картинку. (коллективная проверка)

- Какова главная причина весенних явлений? (солнце светит ярче, становится теплее)

- Что нового узнали на уроке?

- На этом наш урок закончился, вы все хорошо работали, молодцы.

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13