Продолжаю публикацию игр, которые можно проводить на уроках русского языка.
Игра “Слоговые цепочки”
Цель: активизация словарного запаса школьников, развитие логического мышления, навыков командной работы.
Ход игры
Играющие делятся на небольшие (по 5-7 человек) команды. За отведенное время (примерно 5 минут) каждая команда должна построить как можно более длинную слоговую цепочку.
Цепочка строится так: берется любой исходный слог, например “му”; к нему нужно присоединить еще один слог так, чтобы получилось слово (му-ка), затем к последнему слогу присоединяется слог так, чтобы получилось слово (му-ка-ша-тёр-ка-ра-порт-рет и т.д.).
По истечении отведенного времени учитель собирает листочки и зачитывает вслух слова и проверяет их правильность. Побеждает команда, в которой оказалось больше звеньев. Если в цепочке встретилась ошибка, вся дальнейшая часть цепочки не засчитывается.
Вариант игры. Можно проводить эту игру не по командам, а по цепочке, используя доску и мел. Ученики вызываются по очереди и дописывают слова.
Форма игры: групповая, по цепочке.
Этап урока: в начале урока в качестве разминки.
Игра “Энтимологический словарь” (просторечное название этимологии)
Цель игры: развитие чувства языка, мышления,чувства юмора.
Ход игры
Ученики предлагают неверные, но правдоподобные толкования слов, отталкиваясь от их внешней формы. Например: едкий - пригодный в пищу, нелепица - некачественный пластилин. Чем правдоподобнее и неожиданнее эНтимологическое толкование, тем смешнее получается. Чтобы ученикам было легче, список исходных слов может предложить сам учитель.
Вот список слов с возможным толкованием:
Баллистика - оценка знаний учеников.
Баранка - овца.
Бездарь - человек, который остался без подарка.
Бодяга - бодающаяся корова.
Брюква - штанина.
Весельчак - тот, кто гребет веслами.
Волнушка - волнующаяся женщина.
Вырезка - декольте.
Гончая - чаепитие.
Дача - взятка.
Диплодок - дипломатическией документ.
Днище - очень длинный день.
Дурман - глупый человек.
Жатва - рукопожатие.
Заморыш - тот, кто живет за морем.
Застенок - сосед, живущий за стеной.
Изверг - действующий вулкан.
Левша - самка льва.
Мокрица - дождливая погода.
Непутевый - тот, кто отдыхает без путевки.
Пломбир - стоматолог.
Проигрыватель - проигравший спортсмен.
Противень - неприятный человек.
Стриж - парикмахер.
Тостер - человек, который придумывает тосты.
Утопия - кораблекрушение.
Хлопоты - аплодисменты и т.д.
Форма игры: коллективная.
Этап урока: начало урока для разминки.
Игра “Пропорции”
Цель: развитие логического мышления.
Ход игры
Учитель предлагает решить пропорцию, например: добро / зло = свет / ? (ответ: тьма). Ученикам необходимо определить смысловые отношения между членами пропорции и найти недостающие.
Пропорции могут быть построены на самых разных соотношениях. Примеры:
решить / решать = сказать / ? (ответ: говорить)
аптека / аптекарь = ? / библиотекарь (ответ: библиотека)
летчик / летать = ? / переводить (ответ: переводчик)
умыть / умыться = разбить / ? (ответ: разбиться)
Форма игры: индивидуальная / парная / групповая / коллективная.
Этап урока: актуализация знаний / закрепление изученного материала / подведение итогов урока.
Как вам такие игры? Ждите новую подборку.
Другие идеи и материалы для ваших уроков на канале "Учительская мастерская" и в группе ВК.