Тема средневековых рисунков продолжается - я сделала их прилично, и продолжаю рисовать свой город, и иные места. Быть иконописцем означает иметь такую вот степень своды. И радости.
Много лет я преподавала на иконописном отделении Воронежской духовной семинарии, часть этого времени - методистом; т е разрабатывала программы для обучения начинающих иконописцев. Это были разные и длинные времена; опыт преподавания пригождается и до сих пор, я рисую учебники для всех, кто хочет научиться рисовать - икону, комиксы, академическую графику; база для всех специализаций одна: уметь рисовать. С начинающими иконописцами мы занимались, понятное дело, рисунком, стилистически близким к традиционному "иконному"; и тут мало бездумно копировать старые образцы. Надо уметь их разглядывать, понимать логику изображения пространства.
Самый простой и действенный способ - использовать то, что под рукой. У нас под рукой был семинарский Успенский храм и его окрестности.
Храм эффектный, точка зрения - тем паче ) Повторять же её в рисунке - дело технически довольно бессмысленное, рисунок иконописца призван вместить максимум информации об объекте, используя минимум усилий. Вот какую версию сделала одна из моих толковых студенток, ныне почтенная матрона : )
Точка зрения здесь снова композитная, видите? У зрителя несколько пар глаз, он видит всё, что ему нужно. И интересно. Интересно ему, где здание стоит - и автор смело так размещает на дальнем плане Воронежское водохранилище, снабжая его крупномасштабными "иконописными" волнами :) И помещая "иконописные" же горы с лещадками на первый план, легкомысленно пренебрегая тем фактом, что левый берег - пологий, а правый - напротив, занят Бархатными холмами. Что ж, для начинающего первокурсника без какого-либо опыта это вполне понятно автор хотел разобраться, и разобрался в итоге.
А ёлки у нас там и в самом деле росли.
Главное внимание всё ж направлено на сам храм, на его традиционные архитектурные формы; шатровая ( на деле- квазишатровая) колокольня всегда привлекает взгляд, и автор детализировала её, сколь возможно было.
Само здание семинарии она разместила фантазийно - двухэтажная подкова корпусов с широкой аркадой располагается на западе, фасад обращён к центральному входу храма. Здание это - самое первое, но ха эти годы успело обрасти легендарными слоями. Столько поколений клириков, певчих и иконописцев там уже отзанималось, столько эпизодов студенческой жизни случилось.
А вот сама колокольня - так её видели студенты и преподаватели каждое утро, заходя в храм перед началом занятий. Виды с верхних ярусов - фантастические, огромные ярко-синие купола со звёздами тоже совсем рядом.
Как вы понимаете, для иконного изображения такая перспектива не очень-то годится; реальность надобно преображать, насыщая и дополняя её.
А вот эта икона - для тех, кто хотел увидеть воронежские храмы на иконах: это святые покровители Воронежской семинарии, люди имеющие к ней прямое отношение. Автора я имела честь учить в стенах нашей семинарии, и она сделалась прекрасным иконописцем.
Здесь решение архитектурного пространства, как хорошо видно, куда более сдержанное, привязанное крепче к образчикам раннего русского средневековья; визуальная связь с реальным храмом меньше, и сходство соответственно минимально. Зато здесь видны обе часовенки - голубая и белая, памятные всем семинарским людям и прихожанам Успенского храма.
Да, разумеется - так тоже можно. Нет, к счастью, никаких жёстких рамок, решений всегда несколько - есть удачные, бывают очень удачные, изящные и верибельные: есть поиски, есть пробы, и слава Богу, что всё это живое.
А вот ещё одна версия того же пространства с семинарией и Успенским храмом: это так же икона святых, имеющих отношение к семинарии. Писана она несколько раньше и тоже выпускницей иконописного отделения ВПДС, моей бывшей студенткой. Здесь эскиз первой архитектурной версии делала я, памятуя о своём архитектурном образовании и увлеченно отрисовывая конструктивно оправданную композицию храма :) Автор, конечно с ней поработала, преобразила и мягко стилизовала - добавив мелкогористый участок рельефа, прелестный в своей традиционности :)
Но здания узнаваемы, и даже попытка сомасштабирования фигур и архитектуры сделана. Здесь есть ещё икона Успения Пресвятой Богородицы - храм посвящён именно этому событию.
Тему продолжим, полагаю. Следующий рисунок - несложный пейзаж с Покровским храмом, бывшим городским собором Воронежа; с ним сейчас связана моя преподавательская работа - при храме серьёзная иконописная школа академического направления.
* Спасибо за прочтение.
Если вам было интересно, поставьте, пжлст, сердечко, и можно подписаться на обновления. Это так вдохновляет на следующие записи.