Найти в Дзене
Чаепитие в немытищах

Воронежский стилизованный пейзаж, ещё один

Тема средневековых рисунков продолжается - я сделала их прилично, и продолжаю рисовать свой город, и иные места. Быть иконописцем означает иметь такую вот степень своды. И радости.

Много лет я преподавала на иконописном отделении Воронежской духовной семинарии, часть этого времени - методистом; т е разрабатывала программы для обучения начинающих иконописцев. Это были разные и длинные времена; опыт преподавания пригождается и до сих пор, я рисую учебники для всех, кто хочет научиться рисовать - икону, комиксы, академическую графику; база для всех специализаций одна: уметь рисовать. С начинающими иконописцами мы занимались, понятное дело, рисунком, стилистически близким к традиционному "иконному"; и тут мало бездумно копировать старые образцы. Надо уметь их разглядывать, понимать логику изображения пространства.

Самый простой и действенный способ - использовать то, что под рукой. У нас под рукой был семинарский Успенский храм и его окрестности.

Снимок принадлежит заведующему издательским отделом ВПДС и штатному фотографу тех лет, Никитину Ю. Сделан он во время ночного пасхального хода в 2009-м году.
Снимок принадлежит заведующему издательским отделом ВПДС и штатному фотографу тех лет, Никитину Ю. Сделан он во время ночного пасхального хода в 2009-м году.

Храм эффектный, точка зрения - тем паче ) Повторять же её в рисунке - дело технически довольно бессмысленное, рисунок иконописца призван вместить максимум информации об объекте, используя минимум усилий. Вот какую версию сделала одна из моих толковых студенток, ныне почтенная матрона : )

Работа учебная и оттого небезупречная, конечно. Хороши в ней поиски.
Работа учебная и оттого небезупречная, конечно. Хороши в ней поиски.

Точка зрения здесь снова композитная, видите? У зрителя несколько пар глаз, он видит всё, что ему нужно. И интересно. Интересно ему, где здание стоит - и автор смело так размещает на дальнем плане Воронежское водохранилище, снабжая его крупномасштабными "иконописными" волнами :) И помещая "иконописные" же горы с лещадками на первый план, легкомысленно пренебрегая тем фактом, что левый берег - пологий, а правый - напротив, занят Бархатными холмами. Что ж, для начинающего первокурсника без какого-либо опыта это вполне понятно автор хотел разобраться, и разобрался в итоге.

А ёлки у нас там и в самом деле росли.

Главное внимание всё ж направлено на сам храм, на его традиционные архитектурные формы; шатровая ( на деле- квазишатровая) колокольня всегда привлекает взгляд, и автор детализировала её, сколь возможно было.

Само здание семинарии она разместила фантазийно - двухэтажная подкова корпусов с широкой аркадой располагается на западе, фасад обращён к центральному входу храма. Здание это - самое первое, но ха эти годы успело обрасти легендарными слоями. Столько поколений клириков, певчих и иконописцев там уже отзанималось, столько эпизодов студенческой жизни случилось.

Вон оно, снято утром туманным, от бокового почти потайного входа через низкие холмы. Зимой там устраивали  ледяную горку.
Вон оно, снято утром туманным, от бокового почти потайного входа через низкие холмы. Зимой там устраивали ледяную горку.

А вот сама колокольня - так её видели студенты и преподаватели каждое утро, заходя в храм перед началом занятий. Виды с верхних ярусов - фантастические, огромные ярко-синие купола со звёздами тоже совсем рядом.

Как вы понимаете, для иконного изображения такая перспектива не очень-то годится; реальность надобно преображать, насыщая и дополняя её.

Все снимки, кроме вышеозначенного ночного, принадлежат мне.
Все снимки, кроме вышеозначенного ночного, принадлежат мне.

А вот эта икона - для тех, кто хотел увидеть воронежские храмы на иконах: это святые покровители Воронежской семинарии, люди имеющие к ней прямое отношение. Автора я имела честь учить в стенах нашей семинарии, и она сделалась прекрасным иконописцем.

Здесь решение архитектурного пространства, как хорошо видно, куда более сдержанное, привязанное крепче к образчикам раннего русского средневековья; визуальная связь с реальным храмом меньше, и сходство соответственно минимально. Зато здесь видны обе часовенки - голубая и белая, памятные всем семинарским людям и прихожанам Успенского храма.

-5

Да, разумеется - так тоже можно. Нет, к счастью, никаких жёстких рамок, решений всегда несколько - есть удачные, бывают очень удачные, изящные и верибельные: есть поиски, есть пробы, и слава Богу, что всё это живое.

А вот ещё одна версия того же пространства с семинарией и Успенским храмом: это так же икона святых, имеющих отношение к семинарии. Писана она несколько раньше и тоже выпускницей иконописного отделения ВПДС, моей бывшей студенткой. Здесь эскиз первой архитектурной версии делала я, памятуя о своём архитектурном образовании и увлеченно отрисовывая конструктивно оправданную композицию храма :) Автор, конечно с ней поработала, преобразила и мягко стилизовала - добавив мелкогористый участок рельефа, прелестный в своей традиционности :)

-6

Но здания узнаваемы, и даже попытка сомасштабирования фигур и архитектуры сделана. Здесь есть ещё икона Успения Пресвятой Богородицы - храм посвящён именно этому событию.

Тему продолжим, полагаю. Следующий рисунок - несложный пейзаж с Покровским храмом, бывшим городским собором Воронежа; с ним сейчас связана моя преподавательская работа - при храме серьёзная иконописная школа академического направления.

* Спасибо за прочтение.

Если вам было интересно, поставьте, пжлст, сердечко, и можно подписаться на обновления. Это так вдохновляет на следующие записи.