Найти в Дзене

К годовщине со дня рождения принцессы Дианы. Не ангел - но любима народом. Почему?

Принцесса Диана. Фото из открытых источников
Принцесса Диана. Фото из открытых источников

Принцесса Диана, точнее - графиня Диана Спенсер, первая супруга наследного британского принца, родилась 1 июля 1961 года. Соответственно, в этом году исполняется 61 год со дня ее рождения.

Я далека от идеализации Дианы. Скажу больше - сейчас, с высоты лет, я даже понимаю, что она становилась источником их с принцем Чарльзом семейных проблем чаще, чем Чарльз. Коллеги справедливо отмечают, что Диана, обладавшая немалым количеством черт пограничного расстройства личности, нуждалась даже в психотерапии. Но - Диана по праву вошла в историю как подлинно народная принцесса.

С британцами, так в жизни получилось, мне доводится общаться немало. Но отзыв о Диане типа "она была как ваш Горбачев - популярна везде, кроме своей страны" я слышала только в Лондоне, причем от небедных его жителей. Чем дальше удаляешься от столицы Соединенного Королевства, тем Диану любят и помнят больше. И принца Уильяма, будущего короля Вильгельма V, подданные оценивают именно как сына Дианы, возлагая на его грядущее правление большие надежды по обновлению монархии.

Вот собственно, на мое иностранное впечатление "с дальнего холма", этим Диана и полюбилась народу Британии - тем, что она открыто показала болевые точки британской монархии, намекая, что многое давно пора менять.

В частности, Диану раздражала подчеркнутая сословность двора, нетерпимость к внестандартному образу жизни, следование пресловутым устаревшим стереотипам, барьеры к самореализации, если тебе не повезло родиться королевских кровей. И Диана не просто сожалела над этим на страницах личного дневника. Она об этом заговорила, призывая в союзники простых британцев.

Заговорила задолго до пресловутых событий, которые были оценены как перегиб палки - то есть книги "Ее подлинная история" и интервью телеканалу "Панорама". Заговорила буквально с момента переезда в королевские апартаменты после помолвки с Чарльзом. Потому что то, что она там увидела и почувствовала, повергло ее в дикий шок.

Сама Диана до переезда во дворец, несмотря на не просто аристократическое происхождение, а принадлежность к одной из древних и родовитых фамилий Англии, если ей требовалось посоветоваться с родителями - могла запросто позвонить им по телефону или договориться о приезде в гости, хотя родители Дианы были давно в разводе и если отец оставался в резиденции близ Лондона, то мать давно проживала в далекой Шотландии. Здесь же, во дворце, чтобы посоветоваться с королевой о чем-то житейском как с членом семьи, приходилось за несколько недель записываться к ней на прием! Куда как разумнее было, думала Диана, разделить каждый день как у людей - на рабочее и личное время. Диана догадалась переговорить об этом с дворецким. Он согласился с позицией принцессы - но ей потом влетело за нарушение сословного порядка общения. Подобные вопросы можно обсуждать во дворце только с ровней.

Или вот это безобразие - со свободой проявления чувств. Как-то раз, уже после свадьбы, в загородном поместье Хайгроув Хаус, Диана была в прекрасном расположении духа, но одна дома. Ни к подружкам поехать, ни по телефону поболтать (жесткая экономия, которую учредил в доме Чарльз!). И Ее Высочество вскочила на велосипед, принадлежавший кому-то из слуг, и въехала на велике прямо на огромную кухню, где, схватив первый попавшийся сэндвич, с набитым ртом стала делиться с работниками кухни впечатлениями о событиях из ее жизни. Снова нагоняй - они тебе не друзья, они слуги, так еще свое место забудут! Да и негоже будущей королеве, простите, ржать на весь дом и травить похабные анекдоты. А почему? Она что, не человек?

"Роботы какие-то", - говорила Диана о своих свекрах - королеве и ее супруге принце Филиппе, а все их дворцы называла склепами, то есть могилами. - "А люди, как мне кажутся, были бы более благосклонны к нам, если бы мы показали - мы тоже люди".

Диана впервые начала активно гнуть свою линию еще в те дни, как только стало ясно - у нее скоро будет ребенок. Вероятно, наследник престола. Свою политику она подавала под соусом "пусть свекры отвечают за прошлое - в моих же руках, точнее пока в животе, будущее, так что я буду делать исправления в монаршем доме на будущее".

Тот самый Хайгроув Хаус (считайте - дачу), находящийся на балансе короны, Диана и Чарльз получили в пользование по особому договору. Как хозяйка, по британской традиции именно Диана отвечала за обстановку дома. Но это были традиции обычных британских семей - пусть даже аристократических, но не королевских. Здесь же королева первым делом прислала сыну и невестке мебель для полной обстановки дома - мебель, которую выбрала она сама. Как поступила Диана? Тут же приказала рабочим погрузить мебель назад в фуру и везти назад в Букингемский дворец. Свои действия она сопроводила короткой запиской королеве: "ВАША мебель МНЕ не нравится!". Двор был в шоке не только от "дерзости этой Спенсер", но от того, что история каким-то образом попала в прессу. И народ был в восторге. Действительно, Диана могла максимум спросить совета Чарльза по поводу мебели, хотя общество считало, что "не мужское это дело". Но свекровь, которая живет отдельно, не имела права лезть в дела молодой семьи, даже если она глава государства. Личное должно оставаться личным даже у короля.

А как Диана настояла на том, чтобы ее сыновья посещали простые, не закрытые, школы и общались со сверстниками не только аристократического круга? Это то, за что старший сын принц Уильям благодарен ей по сей день. Второй в порядке престолонаследия, он теперь точно знает, кем должен быть король - прежде всего человеком.

И нельзя сказать, что благодаря Диане монархия не изменилась. Уже за то, что королевская семья отказалась от излишней роскоши; что принцам, сыновьям Дианы, было разрешено жениться на девушках не из аристократических семей; что королева, похоронив любимого супруга, не постеснялась выразить свою скорбь и горе на публику; да даже за то, что Чарльз после гибели Дианы получил возможность жениться на своей любимой женщине Камилле, ибо народ и королева услышали слова "я ее люблю" в верном смысле - так вот, за все это Британия должна быть благодарна Диане.

Пусть все будут прежде всего Людьми. Именно эту мысль принесла Диана в мир. Спасибо вам, Ваше Высочество.