Найти тему

Дефектолог и логопед для особенного ребенка: кто есть кто и в чем разница

Особенные дети и их родители сталкиваются с множеством предложений по адаптации. Кто-то говорит, что нужна сенсорная интеграция, нейрокоррекция, а кто-то говорит, что нужен дефектолог. На платформе PuzzleBrain есть курс практикующего клинического психолога, посвященный основным методикам с доказанной эффективностью. Что значит с доказанной? Это значит, что проведены и опубликованы исследования, которые говорят о том, что эта методика является рекомендованной для того, чтобы корректировать ребенка с теми или иными особенностями. Хотите узнать еще больше? Читайте и переходите по ссылке.

Кто такие дефектологи

Дефектологи – это звено, которое объединяет вместе педагогику и медицину. Они контактируют с докторами, читают врачебные назначения, знакомы с разными методиками. Самостоятельно выполняют большое количество задач и могут составить коррекционную программу.

У дефектолога может быть одна или несколько специализации. Все зависит от проблем, которыми он занимается:

  • сурдопедагог специализируется на проблемах, связанных с нарушением слуха;
  • логопед специализируется на нарушении речи;
  • тифлопедагог занимается с особенными детьми с нарушением зрения.

Учитель-дефектолог специализированных классов обладает следующими возможностями и функционалом:

  1. Самостоятельно формирует коррекционный план, направленный прежде всего на обучение.
  2. Подготавливает детей для учебы в школах, к получению профессии.
  3. Может рекомендовать вам других необходимых специалистов.
  4. НЕ занимается обучением определенным предметом.
  5. НЕ учит чтению, письму и математике.
  6. Он будет готовить ребенка к тому, чтобы он овладел этими знаниями.
  7. Работает над когнитивными функциями – это функции для осуществления познавательной деятельности.
  • Внимание: работа над развитием внимания.
  • Память: будет работать над тем, чтобы ребенок запоминал как зрительно, так и на слух.
  • Мышление: ребенок должен уметь классифицировать предметы, уметь отделять фрукты от овощей, делить животных на домашних и диких и так далее. Над этим тоже работает учитель–дефектолог.
  • Работает с пассивной и активной речью.

Функции дефектолога

  1. Одна из базовых – это обучающая.
  2. Воспитательная – это взаимодействие сотрудника с семьей. Дефектолог может направить родителей:
  • В какую школу пойти.
  • Как лучше организовать учебный процесс.
  • К каким специалистам обратиться.  К примеру, если дефектолог заподозрит нарушение зрения, слуха, он порекомендует родителям обратиться к соответствующему специалисту.
  • Посоветует, как взаимодействовать с ребенком дома.
  • Какую учебную среду организовать дома.
  • Как сформировать учебное поведение.
  • Что делать родителям, чтобы ребенок слушался и воспринимал информацию.
  • Посоветует, в какие игры играть дома.
  • Даст вам большое количество домашнего задания.

Дефектолог – это тот специалист, который вместе с вами участвует в воспитательном процессе.

  1. Функция социализации. Учитель–дефектолог во время работы в школе с коррекционными классами составляет учебные программы для них.  Это делается для того, чтобы детки с ограничениями здоровья не занимались дома, а могли социализироваться. Программа для особенных детей – это тоже забота учителя-дефектолога.

Дефектологи берут деток с нарушениями зрения, слуха. Чаще это происходит в интернатах для особенных детей.

  • Учитель–дефектолог по нарушениям зрения – это тифлопедагог.
  • Сурдопедагог – тоже учитель–дефектолог. Его направление – это особенные дети с проблемами слуха. Он составляет программы и адаптирует для таких детишек.
  • Логопед–дефектолог. Его направление – преимущественно речь.

В моем курсе на платформе PuzzleBrain «Особенный ребенок: методики по коррекции развития» я рассказываю о том, кто такие нейропсихологи, поведенческие терапевты и дефектологи. Я говорю о разнице между этими методиками, как ориентироваться в выборе той или иной методики,  рассказываю о плюсах занятий в центре, который объединяет все эти методики.

Кто такой логопед и есть ли между ними разница

Вам может встретиться логопед, который не берет детишек с отсутствующей речью. Это действительно может быть. Специалист с образованием педагога может переквалифицироваться в учителя-логопеда и при этом не быть дефектологом. Если ваш ребенок не говорит, то учитель–логопед может не иметь достаточной квалификации, чтобы порекомендовать вам необходимые обследования и коррекционные методики. Он не сможет составить коррекционный маршрут, чтобы помочь вашему ребенку заговорить. Ведь отсутствие речи может иметь под собой много оснований, в том числе недостаточное моторное развитие и отсутствие коммуникации. Здесь учитель–логопед может вам что-то посоветовать, но он не имеет необходимой квалификации. В данном случае учитель–логопед занимается:

  1. Развитием уже имеющейся у ребенка речи. Когда ребенок неверно расставляет слоги, произносит лишь части слова или не договаривает слова.
  2. Звукопроизношением, когда не выговаривают звуки. Он учит ребенка, как работать артикуляционным аппаратом для того, чтобы эти звуки выговаривать.

Медицинские логопеды обладают определенной квалификацией и работают в сфере медицины. Они занимаются артикуляционным аппаратом, дыханием, глотанием и имеют достаточную квалификацию для логопедических массажей. Это тоже достаточно узкая специализация. Логопед – это педагог, развивающий речь, которая уже есть. Если это медицинский логопед в медицинском учреждении, то это работа с артикуляционным аппаратом.

Методы педагогической коррекции нацелены на тот же результат, что и дефектология.

Дефектолог или логопед? А может, логопед-дефектолог? Расскажем кто есть кто и чем занимается каждый по ссылке.