Особенные дети и их родители сталкиваются с множеством предложений по адаптации. Кто-то говорит, что нужна сенсорная интеграция, нейрокоррекция, а кто-то говорит, что нужен дефектолог. На платформе PuzzleBrain есть курс практикующего клинического психолога, посвященный основным методикам с доказанной эффективностью. Что значит с доказанной? Это значит, что проведены и опубликованы исследования, которые говорят о том, что эта методика является рекомендованной для того, чтобы корректировать ребенка с теми или иными особенностями. Хотите узнать еще больше? Читайте и переходите по ссылке.
Кто такие дефектологи
Дефектологи – это звено, которое объединяет вместе педагогику и медицину. Они контактируют с докторами, читают врачебные назначения, знакомы с разными методиками. Самостоятельно выполняют большое количество задач и могут составить коррекционную программу.
У дефектолога может быть одна или несколько специализации. Все зависит от проблем, которыми он занимается:
- сурдопедагог специализируется на проблемах, связанных с нарушением слуха;
- логопед специализируется на нарушении речи;
- тифлопедагог занимается с особенными детьми с нарушением зрения.
Учитель-дефектолог специализированных классов обладает следующими возможностями и функционалом:
- Самостоятельно формирует коррекционный план, направленный прежде всего на обучение.
- Подготавливает детей для учебы в школах, к получению профессии.
- Может рекомендовать вам других необходимых специалистов.
- НЕ занимается обучением определенным предметом.
- НЕ учит чтению, письму и математике.
- Он будет готовить ребенка к тому, чтобы он овладел этими знаниями.
- Работает над когнитивными функциями – это функции для осуществления познавательной деятельности.
- Внимание: работа над развитием внимания.
- Память: будет работать над тем, чтобы ребенок запоминал как зрительно, так и на слух.
- Мышление: ребенок должен уметь классифицировать предметы, уметь отделять фрукты от овощей, делить животных на домашних и диких и так далее. Над этим тоже работает учитель–дефектолог.
- Работает с пассивной и активной речью.
Функции дефектолога
- Одна из базовых – это обучающая.
- Воспитательная – это взаимодействие сотрудника с семьей. Дефектолог может направить родителей:
- В какую школу пойти.
- Как лучше организовать учебный процесс.
- К каким специалистам обратиться. К примеру, если дефектолог заподозрит нарушение зрения, слуха, он порекомендует родителям обратиться к соответствующему специалисту.
- Посоветует, как взаимодействовать с ребенком дома.
- Какую учебную среду организовать дома.
- Как сформировать учебное поведение.
- Что делать родителям, чтобы ребенок слушался и воспринимал информацию.
- Посоветует, в какие игры играть дома.
- Даст вам большое количество домашнего задания.
Дефектолог – это тот специалист, который вместе с вами участвует в воспитательном процессе.
- Функция социализации. Учитель–дефектолог во время работы в школе с коррекционными классами составляет учебные программы для них. Это делается для того, чтобы детки с ограничениями здоровья не занимались дома, а могли социализироваться. Программа для особенных детей – это тоже забота учителя-дефектолога.
Дефектологи берут деток с нарушениями зрения, слуха. Чаще это происходит в интернатах для особенных детей.
- Учитель–дефектолог по нарушениям зрения – это тифлопедагог.
- Сурдопедагог – тоже учитель–дефектолог. Его направление – это особенные дети с проблемами слуха. Он составляет программы и адаптирует для таких детишек.
- Логопед–дефектолог. Его направление – преимущественно речь.
В моем курсе на платформе PuzzleBrain «Особенный ребенок: методики по коррекции развития» я рассказываю о том, кто такие нейропсихологи, поведенческие терапевты и дефектологи. Я говорю о разнице между этими методиками, как ориентироваться в выборе той или иной методики, рассказываю о плюсах занятий в центре, который объединяет все эти методики.
Кто такой логопед и есть ли между ними разница
Вам может встретиться логопед, который не берет детишек с отсутствующей речью. Это действительно может быть. Специалист с образованием педагога может переквалифицироваться в учителя-логопеда и при этом не быть дефектологом. Если ваш ребенок не говорит, то учитель–логопед может не иметь достаточной квалификации, чтобы порекомендовать вам необходимые обследования и коррекционные методики. Он не сможет составить коррекционный маршрут, чтобы помочь вашему ребенку заговорить. Ведь отсутствие речи может иметь под собой много оснований, в том числе недостаточное моторное развитие и отсутствие коммуникации. Здесь учитель–логопед может вам что-то посоветовать, но он не имеет необходимой квалификации. В данном случае учитель–логопед занимается:
- Развитием уже имеющейся у ребенка речи. Когда ребенок неверно расставляет слоги, произносит лишь части слова или не договаривает слова.
- Звукопроизношением, когда не выговаривают звуки. Он учит ребенка, как работать артикуляционным аппаратом для того, чтобы эти звуки выговаривать.
Медицинские логопеды обладают определенной квалификацией и работают в сфере медицины. Они занимаются артикуляционным аппаратом, дыханием, глотанием и имеют достаточную квалификацию для логопедических массажей. Это тоже достаточно узкая специализация. Логопед – это педагог, развивающий речь, которая уже есть. Если это медицинский логопед в медицинском учреждении, то это работа с артикуляционным аппаратом.
Методы педагогической коррекции нацелены на тот же результат, что и дефектология.
Дефектолог или логопед? А может, логопед-дефектолог? Расскажем кто есть кто и чем занимается каждый по ссылке.