Найти тему
Валерий Грачиков

Сложности взаимопонимания

В России времен Николая I всякий уважающий себя дворянин высокого ранга обязан был служить. В армии и желательно в гвардии. И если графам и князьям еще можно было попытаться что-то выбрать, то у тех, кто находился около трона, выбора не было. Особенно, когда ты зять императора, женат на его старшей дочери и согласился на свою голову жить и служить в России.

Максимилиан Лейхтенберский увлекался химией и ставил опыты по гальванопластике. Но так как стал мужем Марии Николаевны, то надо было служить службу. И не просто так, а командовать гвардейской кавалерийской дивизией.

И с одной стороны это, конечно, здорово. А с другой – на тебя, не самого знатного принца, да еще и сына Евгения Богарне, приемного сына Наполеона, смотрят – как на внука и сына врага, который в России – по прихоти царской дочери, влюбившейся в этого немецкого герцога. То есть, ты для русских – только муж своей жены и не более того. А все твои научные опыты и художественные работы не очень-то интересны для высшего света (совершенно напрасно, кстати). Да еще и по службе постоянно прилетает.

Как это происходило, очень толково описана Ольга Николаевна, вторая дочь Николая I.

Как командир гвардейской конной бригады, Максимилиан обладал весьма сомнительной честью ежедневно принимать парад под окнами императорской резиденции в Петергофе. Конечно, хорошо быть постоянно у тестя на виду и показывать свои успехи. С другой стороны – вот именно, что постоянно на виду.

И ладно бы на виду у тестя. Николай I к зятю как раз относился снисходительно и на мелкие служебные косяки смотрел сквозь пальцы. Но гвардией командовал Михаил Павлович. И он был не просто строг, а регулярно откровенно груб. И строил как господ офицеров, так и подчиненного ему по службе зятя, разнося всех в пух и прах, порой непонятно из-за чего:

«…Постоянно были недоразумения, даже грубости, офицеров сажали под арест, часто командиры даже не знали почему, так велика была запутанность и разница в толковании устава…»

Напомню, что на тот момент главным в армии была не боевая подготовка, а умение красиво маршировать. Поляков в 1831 году победили, больше врагов не предвиделось, а то, что случится в 1853-55 было еще далеко.

-2

И даже заступничество Николая I, как ни странно не помогало:

«… Папа, прекрасно понимавший последствия, которые вызывала преувеличенная строгость дяди Михаила, старался часто умерить ее. Последнее вызывало только ярость дяди, он начинал кричать, Папа в свою очередь выходил из себя, после чего дядя предлагал уйти в отставку, и только Саша мог снова восстановить мир…»

Саша – это у нас цесаревич. Будущий Александр II.

Тут надо заметить, что «Саша», то есть Александр Николаевич, Максимилиана при этом не очень-то любил и ценил. И в дальнейшем помог сестре скрыть ее тайный брак со Строгановым после того, как Максимилиана не стало.

В общем, тяжело жить на всем тестевом и тещином. Даже если ты герцог Лейхтенбергский и у тебя почти что собственный Мариинский дворец. Который даже называется не твоим именем, а именем твоей жены.

------------

Кстати, мои читатели, Дзен перешел на новый формат. Увидеть в ленте мои статьи, а соответственно, и читать их вы гарантированно сможете, подписавшись на канал.