Что любили древние римляне? Ну да, гладиаторские бои. А еще больше – свои знаменитые термы! Ходили туда стар и млад, беден и богат.
Термы служили не только для мытья, но и являлись центрами общественной жизни Рима.
Так вот, не только римляне были любителями и ценителями бани! Жители Самары им в этом совершенно не уступали. В дореволюционной Самаре баня тоже была «образом жизни»!
Старейшие жители города еще помнят знаменитую Челышевскую баню на ул. Фрунзе. Построена была в 1904-м году и не имела себе равных в мире – четырехэтажная, с собственной электростанцией и лифтом. Стены были двойными и в ночное время просушивались горячим воздухом. Имелись комфортабельные банные номера, душевые, буфеты, чайные. В чудо-баню приезжали отдыхать посетители из других городов, особенно частыми гостями были московские купцы. А завсегдатаями - местное купечество и чиновничество.
Без интриг и скандалов тоже не обходилось. 18 марта 1908-го года полиция обнаружила в номерах нетрезвую компанию в обществе девушек со сниженной социальной ответственностью. При этом владелец бани Михаил Челышев был старообрядцем и ярым борцом с пьянством!
Но, как известно, раньше или позже все тайное становится явным. Кутеж в банных номерах устроили работники давнего недруга Челышева – самарского пивного короля Альфреда фон Вакано. И полиция в разгар веселья зашла не случайно. «Банная подстава» пивовара в итоге помогла Челышеву через год стать городским головой. Многоходовая получилась комбинация!
Что касается уникальной бани – в советские времена кто-то додумался засыпать вентканалы, и здание изнутри стало гнить. Решение выбрали самое простое – снести! Взрывать челышевскую постройку пришлось 4 раза - здание упорно не хотело разрушаться. На его месте построили офисное здание с колоннами и портиком непонятного стиля.
Еще одна знаменитая самарская баня считалась народной. Построил ее предприниматель Матвей Чаковский в 1886-м году. Баня Чаковского тоже поражала современников внушительными размерами и техническими возможностями. Обслуживала почти 600 человек одновременно, тоже имела собственный водопровод, канализацию и электростанцию. Дополнительным сервисом была услуга экспресс-прачечной. Пока клиент блаженствовал в парной, его одежда тут же стиралась-сушилась-гладилась и ожидала чистого телом и душой хозяина. Сейфы с ценными вещами охранял дежурный полицейский.
Кстати, со знаменитым пивоваром фон Вакано Чаковский не конфликтовал, и в баню поступали все сорта пива с Жигулевского завода – с воблой, раками и икрой впридачу. Расположение бани тоже было лучше некуда – на берегу Волги. Клиенты из парилки зимой и летом любили прыгать в реку для охлаждения. Лучше всякого там римского фригидария!
Баню Чаковского не так давно закрыли, но здание благодаря местным энтузиастам сохранено и включено в реестр памятников.
Почему-то дома часто повторяют судьбу своих владельцев! Матвей Чаковский, похоже, был проницательным человеком и предвидел грядущие исторические перемены. Он не настаивал, чтобы сын продолжил его предпринимательскую деятельность, и Борис Чаковский стал врачом. Как говорится, река Волга течет при всех политических режимах, и людей лечить нужно при всех политических режимах. Семья смогла избежать грустной участи многих самарских богатых и знаменитых фамилий.
А внук Матвея Чаковского – Александр – стал известным писателем, лауреатом Сталинской и Ленинской премий, героем Соцтруда и членом ЦК КПСС.
Про бани – еще два слова. Точнее, древнеримский анекдот:«Чужеземец спросил у императора Тиберия — почему он обязательно один раз в день посещает баню? Тиберий ответил, что у него нет времени, чтобы ходить в баню дважды в день».
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете