Найти тему

Как мы сами воспитываем детей, не чувствующих границ

Прихожу на консультацию в семью к Антону. Мальчику 11 лет. Анна, мама Антона говорит, что у ребёнка проблемы в общении. При просьбе описать конкретную проблему, мама сообщает: бывает по-разному.

- Антон, обращаюсь к ребёнку после приветствия, - ты знаешь кто я и для чего я пришла в ваш дом?
- Да, знаю, - нехотя растягивает слова мальчик.

Его мама приглашает меня к сыну в комнату:

- Антон, куда я могу присесть? – Задаю вопрос, войдя в комнату.
- Никуда! – самодовольно восклицает мой собеседник.
- Если ты не хочешь общаться со мной, я уйду…

Мальчик, немного смутившись:

- Да нет, проходите, садитесь на мой стул…

Мама долго извиняется и даже признаётся в том, что удивлена моей спокойной реакции на ситуацию. Для меня же ситуация – не больше, чем индикатор отношений в семье.

Мама с отцом разведена уже несколько лет, воспитывает его одна.
Наблюдаю перманентное чувство вины за то, что «отец бросил ребёнка».

Предлагаю начать разделять два явления: ушёл от жены, не значит бросил сына.

- А отец общается с Антоном?
- Нет, я запретила. Он плохо на него влияет.

Разбираемся дальше, и выясняется, что отец сына «очень любит», поддерживает; даже в отсутствие общения присылает с курьером подарки.

Но при этом вызывает у бывшей супруги, чувство вины, связанное с якобы неверным воспитанием.

Задаю вопрос про границы, Анна вообще не понимает, о чём речь.

Смешалось всё: границы ребёнка и родителей нарушены полностью.
Перепутаны собственные чувства и чувства другого человека.

Как распутать? Задать себе вопросы:

  • Чего я хочу для себя?
  • Что я ожидаю от отношений с мужем, и, отдельно, от отношений с сыном;
  • Какими я хочу видеть отношения между сыном и бывшим мужем?
Женщина признаётся, что никогда не рассматривали по отдельности личности каждого из членов семьи.
А идёт всё из детства.

Описывать её ситуацию не буду, приведу слова из комментариев к одной из моих статей, читателя, тоже Анны. То, что она описывает практически повторяет детскую историю главной героини:

«Начиная с малолетства:
отдай свою лопаточку девочке, ей поиграть хочется; отдай игрушку - делиться надо, отдай конфету и т.д. делится конечно надо, но родители забывают, что какой-то совочек за три копейки для ребенка равноценен мобильнику для взрослого. Это Его вещь!
Взрослый же не примеряет на себя: вот он сидит в ресторане, тут подходит чужой дядя и говорит: «Дайте ваш мобильник поиграть!».
А старушка - мать сидит рядом и поддакивает; «Петенька, отдай дяде мобильник, ему поиграть хочется...»
Взрослый завопит: «Грабеж! Прочь руки от моей вещи!!
А у ребенка такого права нет, он бессильно наблюдает как берут его совочек, его куклу, его велосипед…»

Будем работать над получением навыка осваивания собственной территории Анной, а затем уже и восстановлением границ с Антоном. По-другому не получится.

А в чём вы видите причину непонимания своих границ?

Пишите в комментариях. Подписывайтесь, ставьте лайки.

Запись на консультацию по номеру 89615538880 (Вайбер, только сообщения).

#саморазвитие #самопознание #семья #дети #общение с детьми #воспитание #воспитание детей #родители #детская психология #психология