Конечно, лучше всего если разумное отношение к деньгам формируется с раннего детства и на примере родителей, но иногда это невозможно.
Так как же научить подростка копить и экономить?
Ну, для начала сменить терминологию. Копить - скучно, гораздо интереснее прокладывать финансовый путь к цели. Слово «экономить» я и вовсе рекомендую забыть.
Подростки, в большинстве своем отражают нас. Зеркалят. Если мы воспринимаем их как детей - они ведут себя как дети (максималят, протестуют, воюют за свободу). Если мы относимся к ним как к равным - они стараются соответствовать. Родительство сложное дело. И если есть какие-то трудности в общении родителей и детей, то помочь может только психолог. Я на это не замахнусь.
Однако могу точно сказать, что если доверия к родителям нет, то и учится у них подросток не захочет. И наоборот. Если родители для подростка авторитет и он им доверяет, то и сложностей с перенимаем привычек не будет.
Мы должны объяснять детям, что деньги мы не рисуем, а зарабатываем. Что их карманные расходы это наше рабочее время. Что все остальное расписано по статьям и фондам, а не лежит у нас под матрасом. Разговоры о деньгах не должны быть «не детскими».
У меня сейчас есть интересный клиент. Мы с ней начали работу еще во время моей учебы и она пришла с конкретным запросом: капитал на старость. Мы с ней все посчитали и составили ЛФК. И на одной из встреч она между делом заметила: «интересно сколько я бы могла накопить, если бы начала в 18 лет?». Я открыла калькулятор и прикинула сумму. Восхитились и продолжили работу. А на следующую встречу он пришла с дочкой. Дочь доверяет маме, но та не может доходчиво объяснить. Теперь работаем втроем.
В этой семье есть один неоспоримый плюс - деньги не являются запретной темой для детей. Дети сами понимают какие траты, являются обязательными, а какие дополнительными. То есть в структуре расходов они уже разобрались.
Если мы говорим о подростках младше 16 лет, то чаще всего их единственный источник дохода - родители. Если старше - то уже возможна какая, то подработка. И в том и в другом случае есть несколько общих приемов, помогающих научить детей планировать бюджет.
- Говорить с детьми о деньгах. О том сколько и на что вы тратите. О налогах и коммунальных услугах, о стоимости технике и продуктов. О том сколько стоит уборка квартиры, в случае если ребенок не хочет убираться в комнате, можно объяснить что вы готовы вызвать клининг, но это будет стоить вот столько. Рассказывайте о планах, например запланировав отпуск, показывайте ребенку как откладываете деньги в фонд отпуска. Сколько уже есть и сколько еще осталось.
- Один из лучших способов научить вести бюджет - давать карманные деньги не ежедневно, а еженедельно или даже ежемесячно. Получив определённую сумму на неделю вперёд, подросток должен будет самостоятельно расставить приоритеты, распределив деньги так, чтобы их хватило на основные потребности и на мелкие радости.
- Рассчитывайте сумму на карманные расходы ребенка избегая принципа «сколько не жалко», а руководствуясь обязательными тратами (проезд на неделю, вода на тренировки, перекусы по дороге) и свободных денег «ни на что».
- Ни в коем случае не выручайте детей, если они совершили финансовую ошибку (потратили весь свой бюджет слишком рано). За пару безденежных дней с чадом не приключится ничего плохого, зато это станет отличным уроком.
- Не обесценивайте. Даже если вам кажется что это совершенно напрасная покупка, для ребенка - это стоит потраченных денег. Дайте своему ребенку испытать раскаяние покупателя как можно раньше.
- Хотелок всегда очень много. Помогите ребенку превратить абстрактные «хочу» в конкретные финансовые цели. Таким образом он поймет что отказавшись сейчас от шоколадок и бургеров, в конце недели он сможет купить новую компьютерную мышь или хорошую косметику. Цель должна быть определенной. И если так случится что к установленному сроку денег не хватает, не нужно добавлять. Необходимо проанализировать и сделать работу над ошибками. А возможно познакомить свое чадо с инфляцией и ростом цен.
- Основной причиной транжирства у детей и подростков является даже их не сиюминутное хочу, а стадный инстинкт. Другие дети тратят деньги на чипсы и наклейки и нашим хочется. Помогите ребенку заглянуть глубже, увидеть чего лишается друг из-за этих импульсивных трат.
- Примите и запомните что обеспеченные люди никогда не позволят своим детям тратить деньги бездумно. Такое обычно допускают родители, которые и сами не слишком грамотно распоряжаются финансами.
- Выберете комфортный способ ведения бюджета. Это может записи в тетрадях, может быть табличка на компьютере, а может быть приложение на телефоне. Для детей дошкольного возраста я бы порекомендовала стеклянную банку))
- Подберите банковские продукты соответсвующие вашей ситуации. Я всегда за счета и карты. полученная монетками сдача, часто оказывается затерянной в кармане, а оставшаяся на счету копеечка сокращает путь к финансовой цели.
- Не отпускайте детей «в свободное плаванье» проявляйте искренний интерес к успехам, концентрируйте их внимание на достижениях и эмоциях. Они должны зафиксировать чувство гордости и удовольствия от достижения цели. Это будет служить мотивацией в дальнейшем.
Что делать не следует?
- Однозначно нельзя платить ребенку за выполнение домашних обязанностей. Это, к слову, не одобряют и психологи.
- Нельзя указывать детям на что они должны тратить свои деньги.
- Нельзя говорить ребенку, что он тратит Ваши деньги. Нужно четко усвоить что деньги которые вы отдали детям - принадлежат им. А те что лежат в вашем кошельке - вам. Тут опять-таки с точки зрения психологии, вы договорились на определенную сумму и отдали ее ребенку. После этого говорить что это деньги ваши - значит отбирать и деньги и доверие. Отдали - значит теперь это его.
- Нельзя требовать от детей разумного отношения к деньгам, если у самих нет представления о финансовой грамотности.
- Нельзя позволять бабушкам, дедушкам и прочей родне сбивать ребенка и вас самих с верного пути.
- Нельзя позволять ребенку терять уверенность в успехе.
У моих банковские карты. У всех троих. У младших по 200₽ в неделю карманных. У старшего 3000₽ в месяц плюс его зарплата. Все копят, все тратят.
У старшего с постановкой целей проблем нет давно. Младшие пока зреют. Средний уже понял как обидно бывает купить шоколадку, а потом остаться без машинки. Младший пока что получив свои 200₽ бежит в магазин и пытается не вылезти за пределы суммы.
Из всех моих сокурсников, а теперь уже коллег, я одна работаю с подростками как с прочими клиентами. Легко нахожу общий язык и помогаю достигать целей. Мне с ними очень интересно. И потом, я уверена, что самый лучший способ помочь нашей стране стать богаче, это воспитывать трудолюбивых и финансово грамотных детей!